За успехами турецкого дизайн-бюро Autoban, прославившегося прежде всего своими проектами ресторанов и кафе в Стамбуле, мы пристально следим несколько лет. В 2009 году мы публиковали проект Autoban — стамбульскую квартиру в бывшем складском помещении одной местной кинокомпании.
В этом году бюро представило собственную мебель на международной выставке дизайна Maison & Objet в Париже. Наконец у нас появилась возможность узнать дизайнеров поближе. Сейхан Оздемир и Сефер Чаглар познакомились во время учебы в стамбульском университете изящных искусств Mimar Sinan. Сейхан получала степень по архитектуре, а Сефер — по дизайну интерьеров. В 2003- м они начали работать вместе и основали бюро Autoban, специализирующееся на оформлении общественных заведений.
В нашем распоряжении оказался пустой белый куб, который мы условно разделили на несколько комнат»
Не имея в своем распоряжении большого начального капитала, молодые дизайнеры работали с простыми и доступными материалами, вроде фанеры и металла. При этом действовали очень смело: например, комбинировали восточные узоры с элементами аскетичного скандинавского дизайна. Их почерк, не похожий на стиль большинства соотечественников, сразу привлек внимание коллег по цеху и международной прессы. Сегодня в команде Autoban уже тридцать человек. С 2008 года бюро, помимо оформления ресторанов и кафе, занимается дизайном отелей.
Сейхан и Сефер запустили собственную линию мебели и светильников. Кроме того, дуэт успешно сотрудничает с португальской компанией De La Espada — ее представителям понравился стенд турецких дизайнеров на Миланском мебельном салоне 2008 года, где Сефер и Сейхан выставлялись в секции молодых талантов SaloneSatellite. В качестве материала дизайнеры использовали уже не фанеру, а черный орех и американский дуб, лакированный бук, латунь, сталь, алюминий и турецкий мрамор. Многие из этих материалов Сефер Чаглар использовал и в оформлении собственной квартиры в Стамбуле.
Жена Сефера, Мерва, по профессии искусствовед, отлично разбирается в живописи и дизайне. Она — директор Ассоциации SAHA, оказывающей поддержку молодым турецким художникам. В интерьере хозяевам удалось органично соединить авангардную мебель от Autoban с классикой американского дизайна от Чарльза и Рэй Имс и работами местных звезд современного искусства.
«Четыре года назад мы приобрели офисное помещение и переделали его под жилье, — рассказывает Сефер. — В нашем распоряжении оказался пустой белый куб, который мы условно разделили на несколько комнат. Окна выходят на две стороны: с одной стороны открывается вид на Босфор, с другой — на культурный центр Ататюрк, одно из самых необычных зданий в Стамбуле. Здесь всегда солнце: сначала утреннее, потом вечернее». Еще одним аргументом в пользу покупки жилья в этом квартале был тот факт, что Сефер родом отсюда.
Мы не хотели традиционную ванную, облицованную плиткой или мозаикой, это слишком скучно»
«Я помню все события, происходившие здесь за последние тридцать пять лет, вплоть до митингов в парке Таксим-Гези, — говорит он. — Это история моей семьи, и я хочу, чтобы она здесь и продолжалась». Главное помещение в квартире — светлая комната, которая объединяет в себе гостиную, столовую и кабинет. Спальня хозяев и детская для пятилетней дочери Серы, а также ванная представляют собой изолированные помещения. При выборе отделочных материалов Сефер вдохновлялся римскими развалинами в Помпеях, отсюда обилие камня в отделке.
«Мы не хотели традиционную ванную, облицованную плиткой или мозаикой, это слишком скучно, — говорит Сефер. — Благодаря зеркалам в ванной стены «раздвинулись» буквально на глазах». Большая часть мебели сделана по эскизам дизайнеров Autoban — это и кровати, и диваны, и кресла, и оригинальные книжные стеллажи в виде колонн. «Дочь обожает кружиться вокруг них! В последнее время она облюбовала гостиную для игры, — говорит Сефер. — А раньше это была исключительно наша территория. Может, пришло время для очередной перепланировки?».