ОБЩИЕ ПАРАМЕТРЫ
Тип недвижимости: двухуровневая квартира в доме — объекте культурного наследия
Где находится: г. Екатеринбург, «Дом-расческа», дом-коммуна Госпромурала в стиле конструктивизм 1930–1937 гг.
Метраж: 64 м2
Стиль: mid-century modern, скандинавский, элементы эстетики орфизма
Основная идея проекта: сделать удобную и яркую квартиру для сдачи в аренду, а также продвинуться от утилитарной концепции конструктивизма «дома-коммуны» к идее комфорта и лёгкости модернизма середины столетия
Цветовая гамма: базовый белый цвет с яркими контрастными акцентами глубокого синего, зеленого, желтого, терракоты
Авторы проекта: дизайнер Наталья Шевченко, т. +7 (912) 222-84-22, megavodonata@gmail.com
Основная идея проекта — сделать удобную и яркую квартиру для сдачи в аренду, а также продвинуться от утилитарной концепции конструктивизма «дома-коммуны» к идее комфорта и легкости модернизма середины столетия
В Екатеринбурге — бывшем Свердловске — в 1930-х годах было построено более дюжины конструктивистских жилых комплексов. Это не просто дома, а целые кварталы, застроенные отдельными зданиями, так называемыми городками. В Екатеринбурге есть городок чекистов (там жил когда-то Борис Ельцин), работников милиции, военный городок и так далее. Дом-коммуна Гостяжпромурала тоже занимает целый квартал, но по сути это одно сооружение, поскольку шесть корпусов соединены наземными переходами. Проектировался он по всем правилам нового быта: в доме была своя поликлиника, детский сад и ясли, а вот столовую организовать так и не успели.
В одном из корпусов дома-коммуны находится эта квартира. Двухуровневая, с кухней-гостиной, двумя спальнями и двумя санузлами, она приобреталась для сдачи в аренду, поэтому требование к ремонту было только одно — сделать ее комфортной. Стилевые и декораторские приемы были оставлены на усмотрение дизайнера.
«Мне очень хотелось уйти в сторону от холодной идеи конструктивистских строений, — рассказывает дизайнер Наталья Шевченко. — Создать комфортную и яркую квартиру для жизни. Но в то же время мне виделось, что нужно опереться на ДНК здания начала ХХ века. Поэтому было принято решение, оставаясь в рамках модернизма как носителя идеи легкости и комфорта, добавить в интерьер жизни с помощью контрастной динамики цвета. Здесь очень кстати пришлись эстетика орфизма, как воплощение яркости жизни и творчества».
Ритм всему интерьеру задала репродукция картины авангардистки Сони Делоне «Электрические призмы». Элементы этой работы, написанной в 1914 году, нашли отражение в цвете помещений и геометрических формах, ярких акцентах светильников и декоративных предметов.
Обстановка практически полностью собрана из винтажных предметов, которые в этих стенах выглядят как члены одной большой семьи. Некоторые предметы были найдены неважном состоянии и возвращены к жизни. Например, стол в кабинете, расположенном на первом этаже, пришел в полную негодность. Но после того как со столешницы сняли слои лака, открылся хорошо сохранившийся шпон ореха с уникальным рисунком.
Как вспоминает Наталья, строитель, который занимался ремонтом, долго не мог смириться с мебелью 1970-х годов, называя тумбы, которые она приготовила для ванной комнаты и гостевого санузла не иначе как «тараканниками» и «клоповниками». Он еще застал то время, когда подобную мебель массово выбрасывали на помойку, и ему казалось безумием возвращать их обратно. Немало вопросов вызывали и винтажные люстры: «Разве нельзя было купить новое в магазине!?», — удивлялся он.
В какой-то степени это отражает отношение к зданиям эпохи конструктивизма в Екатеринбурге: памятники истории и архитектуры сносят, чтобы построить на их месте жилые высотки. Корпуса дома-коммуны Гостяжпромурала признаны объектом культурного наследия, поэтому им не угрожает снос, но их давно не реставрировали.
«Очень грустно смотреть на неухоженный комплекс с интересным архитектурным решением и когда-то задуманными светлыми мечтами, — говорит Наталья. — Поэтому моей основной задачей было вдохнуть в этот проект глоток свежего воздуха, сделать легкий, яркий и удобный интерьер для жизни. Я надеюсь, что это был один из первых шагов к реабилитации всего комплекса».