Оформляя квартиру в Париже, дизайнер Франсуа Шамсор избавил ее от декоративных излишеств и полностью изменил планировку.
Уроженец Марселя Франсуа Шамсор — одна из самых парадоксальных фигур во французском дизайне. Занимаясь всю жизнь дизайном мебели и интерьеров, Франсуа, по сути, мыслит категориями архитектуры. Его коллеги могут часами рассуждать о стиле и колорите, он же предпочитает говорить о пространстве, свете и форме. Между тем его карьера не отличалась от пути его собратьев по профессии.
Получив образование в парижской Школе изящных искусств и Национальной школе декоративных искусств (ENSAD), он открыл собственное бюро в 1996 году. В портфолио Шамсора — отели, рестораны, частные дома и квартиры; он разрабатывал мебель для Pouenat, текстиль для Toulemond Bochart. И никогда ни на йоту не отступал от своего, особого взгляда — за это его и ценят клиенты. Новый проект в парижском квартале Трокадеро — яркий пример такого подхода.
Мне хотелось очистить пространство от патины прошлого, вернуться к основам»
Достоинства квартиры в доме начала XX века были очевидны: высокие потолки, отличный вид на Эйфелеву башню. Но имелся и серьезный недостаток — неудобная планировка: 500-метровая квартира имела U-образную форму. Вдоль всей квартиры шел длинный, темный коридор, по одной стороне которого располагались многочисленные комнаты. Франсуа сразу понял: с этим мириться нельзя.
«Мне хотелось очистить интерьер от патины прошлого и сделать его эффектным и вневременным, — объясняет дизайнер. — Я поставил себе цель освободить квартиру от декоративных излишеств, вернуться к основам, построив проект на нескольких действенных приемах, у которых больше от архитектуры, чем от интерьерного дизайна». Его подход напоминает о японской архитектуре, в которой пустота — одно из ключевых понятий, чуть ли не главное «действующее лицо». Она дает возможность ярче воспринимать ход времени, свет, движение воздуха.
Чтобы сделать пространство квартиры единым, Шамсор полностью переработал ее планировку. Одно просторное, минималистски обставленное помещение следует за другим. Дизайнер избавился от коридора, соединив его с кухней и гостиной. (Эти два помещения он объединил, так что получилось модное пространство open-space, в котором можно готовить, есть и общаться.) Стремясь избежать однообразия и в то же время сохранить ощущение простора, Франсуа сделал многие стены и двери изогнутыми.
Стиль Шамсора близок к японской архитектуре, где пустота — главное «действующее лицо»
Так, душевая кабина заключена, словно в скобки, в две скругленные мраморные стены. Бонусом стала эффектная игра света на изогнутых поверхностях — вечером комнаты подсвечиваются снизу. Хитроумная встроенная система освещения бросает на стены блики, напоминающие отражения пламени свечей. «Главное в моей работе — выявлять дух места и благодаря этому создавать словно бы «поживший», но при этом современный интерьер».
Так появились трехметровой высоты раздвижные двери и словно вторящие друг другу чувственные изгибы мраморных и деревянных перегородок. «Чтобы изгнать из этой квартиры буржуазный дух, я избавился от безвкусных накладных потолков семидесятых годов, а паркет заменил шестиметровыми сосновыми досками, — продолжает дизайнер. — Для панелей, за которыми скрываются встроенные системы хранения и телевизор, я использовал градиентную покраску. Например, в спальне синий цвет переходит в белый — получилось похоже на морской пейзаж».
Стиль дизайнера наложил свой отпечаток и на выбор материалов: это гипс, дерево, камень — блеклые, почти лишенные красок, но время от времени сдержанную палитру оживляют всполохи яркого цвета. «Я хотел создать в старых стенах абсолютно новую архитектуру — что-то вроде древнеримской виллы, где архитектура настолько совершенна, что никакой декор, по сути, не нужен».
Чтобы создать жилище XXI века, нужно избавиться от всего лишнего: накопившихся вещей, безделушек, броских фактур»
Мебели в комнатах немного, но здесь нет случайных предметов. Каждый из них — яркий объект современного дизайна. Благодаря им интерьер не выглядит стерильным. Это и книжные полки, разработанные Франсуа для Pouenat, и мебель от Christian Liaigre, и бронзовый камин от Эрика Шмитта. «Чтобы создать настоящее жилище XXI века, нужно прежде всего избавиться от всего лишнего: накопившихся вещей, безделушек, броских фактур». Задача нелегкая, но игра определенно стоила свеч!