Переделка интерьеров, спроектированных классиком, может напугать даже известных дизайнеров. Но Давид Раффуль (David Raffoul) и Николя Муссаллем (Nicolas Moussallem) из студии David/Nicolas не стали отказываться от проекта и взялись обновить (и по возможности сохранить) интерьеры, к дизайну которых в свое время приложил свою руку сам великий Джо Понти (Gio Ponti). Речь идет о знаменитой миланской квартире в доме 1923 года постройки, спроектированном архитектором Марио Боргаро (Mario Borgaro), недалеко от ПЬяцца Пьемонте. В 1952 году ее владельцы — семейная пара Марио и Лизетта Лукано — пригласили Джо Понти оформить интерьеры, и этот проект получил название «Дом Фантазии» (Casa di Fantasia).
Когда нынешний владелец, инвестиционный банкир и коллекционер искусства Микеле Мароккино приобрел апартаменты, их интерьеры по большей части утратили те причудливые, фантазийные детали, которые когда-то создал там Джо Понти. В 2019 году предыдущий хозяин продал с аукциона стеновые панели с обоями Пьеро Форназетти (Piero Fornasetti), авторские вазы и статуэтки, плитку Фаусто Мелотти (Fausto Melotti) и всю дизайнерскую мебель. Так что Микеле досталась лишь пустая оболочка того, что когда-то было легендой.
Перед тем, как приступить к работе, Давид и Николя внимательно изучили архивные фотографии Casa di Fantasia, вдохновившись сюрреалистической атмосферой квартиры. «Сперва мы хотели сделать необычные панели буазери только для двух комнат. Однако изучив архивы квартиры, мы вместе с клиентом решили, что было бы разумнее поработать над всеми интерьерами и переосмыслить наследие Джо Понти. Нам нужно было понять видение знаменитого дизайнера — не только его работу с пространством, но и смысл тех или иных решений. Хотелось придать интерьерам новую душу, сохранив при этом уважение к творческому подходу иконы дизайна», — вспоминает Николя.
И все же легче было сказать, чем сделать. Потому что перед дизайнерами постоянно стоял вопрос: как добавить и выразить свою индивидуальность, сохранив все лучшее, что осталось здесь от Джо Понти? Ответ был прост: нужно переосмыслить прошлое в духе мастера, но с идеями Давида и Николя. Так в интерьере появилось много отсылок к прошлому вроде голографического портрета королевы Елизаветы II Криса Левина в библиотеке — она напоминает фарфоровые статуэтки короля и королевы работы Понти, которые стояли на полке в библиотеке в оригинальном Casa di Fantasia. И таких «говорящих» деталей здесь немало.
Добавляло стресса и то, что в разгар работы над проектом в порту Бейрута случился взрыв, оставив и город, и их студию в руинах. В результате дизайнеры переехали в Милан. «Мы были все на нервах, и вдумчивой работе это не способствовало», — рассказывает Николя.
Для Раффуля и Муссалема этот проект — своего рода диалог с Джо Понти, который задумывал «Дом Фантазии» как эксперимент на века. «Он был бы доволен конечным результатом. — считают они. — Здесь есть место и для Понти, и для нас, и для всех тех, кто будет работать с этим пространством после нас».