ОБЩИЕ ПАРАМЕТРЫ
Тип недвижимости: квартира в многоэтажном доме
Где находится: Москва, Ленинский проспект
Метраж: 180 м2
Стиль: легкая современная классика
Основная идея проекта: удобная квартира для нужд хозяев и их любимого кота, с местами для экспонирования искусства
Цветовая гамма: оттенки серого с цветными акцентами
Авторы проекта: дизайнеры Елена Иванова и Виктория Литорина, студия TWO Interior, www.two-design.studio, т. +7 (916) 182-14-80
Сама квартира в плане имеет мало прямых углов — сложная форма определена необычным скругленным фасадом дома. Серый цвет, который хозяева хотели видеть основным, с одной стороны, универсальный и где-то даже успокаивающий, но с другой — довольно скучный. Однако в этом проекте «скучный» цвет пришелся к месту, став отличным фоном для внушительной коллекции искусства — в собрании заказчиков есть настоящие раритеты. Прежде всего, это работы известного советского художника Афанасия Ефремовича Куликова, который приходится хозяйке квартиры прадедом (его произведения представлены в Третьяковской галерее). В семейной коллекции есть несколько его лубков, которые были одной из любимых тем Афанасия Ефремовича наряду со станковой живописью.
Возник вопрос, хорошо ли будут сочетаться строгий серый интерьер и пестрые лубки — ответить на него дизайнеру пришлось еще до начала проектирования. Она убедила клиентов, что их коллекция должна быть выставлена на самом видном месте в гостиной, и диссонанса не возникнет. Убедить заказчиков удалось при помощи подробных визуализаций.
Композицию из нескольких произведений визуально поддерживает шелковый ковер с традиционным орнаментом китайской провинции Нинся ХVIII века — его яркий рисунок логически связывает советские лубки с их прародиной — Китаем, где лубочные картинки (няньхуа) были популярны еще тысячу лет назад и откуда они через Европу добрались до России в XVI веке (кстати, сегодня самая большая в мире коллекция таких китайских «лубков» хранится в Эрмитаже).
Еще одна картина из семейной коллекции, висит в небольшой столовой при кухне. Это работа внука Куликова, Василия Афанасьевича Лескова — картина называется «Индюк». Под фактуру мазков на этой картине подбиралась фактура штукатурки — вот так скрупулезно дизайнеры отнеслись к интеграции искусства в интерьер!
Хотя проект и предполагал обилие серых оттенков, другие зоны квартиры хотелось сделать более разнообразными, не в один цвет. Елена Иванов признается, что это была «особая декораторская задача — сделать интерьер серым, но не монохромным, не плоским и не скучным. В какой-то момент все стали шутить, что интерьер выстраивается под кота — его черно-белый окрас удивительным образом гармонировал с гаммой всех помещений».
Цвет в интерьере появился в процессе подбора мебели и светильников: появились золотистые споты и люстра, обивка мягкой мебели «ушла» в холодную гамму серо-зеленых оттенков и глубокого синего «кинематографического» бархата. В интерьере появились подобранные к этим цветовым пятнам элегантные картины художника Андрея Наумова, которые помогли визуально собрать вместе и объединить отдельные зоны квартиры.
Отдельно, как еще одну цветовую доминанту, стоит упомянуть необычный пол. У предыдущих хозяев он был набран из бразильского ореха (его еще называют ипе) — пестрого, фактурного, яркого. Увы, то состояние, в котором полы находились при покупке квартиры, хорошим, даже с натяжкой, назвать было нельзя. Доски переложили, поменяв местами, докупили несколько новых, отциклевали и отшлифовали. Проделанная работа больше напоминала кропотливую инкрустацию, чем укладку паркетной доски, но и результат превзошел ожидания. В результате получился изумительный темный пол, сияющий лаком, как новый.
С деревянными полами квартиры эффектно контрастирует холл — его вместе с прихожей выложили мраморной плиткой со сложным геометрическим орнаментом
Все эти цветовые нюансы были бы хороши лишь при дневном освещении, если бы не отличная работа дизайнера со светотехниками. Хотя две стены в гостиной остеклены, хорошую инсоляцию из-за планировки можно было обеспечить не во всех зонах. Кроме того, требовалось правильно осветить произведения искусства, сохранив их колористику при искусственном свете, что стало непростой задачей.
Так появилось несколько сценариев: яркое общее освещение, подсветка локальных зон (например, обеденного стола и барной стойки), выделенные споты для чтения, и заполняющая подсветка по краю карнизов для штор, которая создает уютное настроение. Поскольку потолки в квартире имеют относительно небольшую высоту, а гостиная и коридор вытянуты, то свет подбирался так, чтобы равномерно освещать каждую из зон и визуально корректировать пропорций помещений.
С минимальными изменениями необычную планировку удалось привести в соответствие с привычками и пожеланиями владельцев. Достаточно большая площадь 180 кв. м, позволила организовать две просторные спальни с прилегающими гардеробными, большой кабинет с диваном, на котором иногда ночуют припозднившиеся гости, обширную гостиную, объединенная с кухней и столовой.
К несомненным преимуществам можно отнести большую площадь остекления в гостиной и кухне, широкие окна в спальнях и кабинете. А три стояка позволили не только развести приватную и общественную зоны, но и организовать отдельную ванную комнату при хозяйской спальне
Едва ли не каждое помещение уже на стадии эскизов обзаводилось своими предметами искусства из собрания хозяев или выбранных дизайнером. В итоге изначальный серый интерьер далеко ушел от спокойного монохрома. Яркие цветовые «пятна» живописных и графических работ, классический английский текстиль Philip Morris и Zoffany, мраморный орнамент в холле и мебель пастельных оттенков образуют многослойный ансамбль, состоящий из причудливых сочетаний цветов и предметов, среди которого то тут, то там возлежит черно-белый пушистый кот.