Основатели финского бренда Trash Design Иса Куккапуро-Энбом и Хенрик Энбом называют себя просто: «trash-дизайнеры». Они дают жизнь старым вещам, превращая выброшенные объекты в модные светильники и мебель и продвигая в массы идеи вторичного использования и устойчивого развития.
Хенрик и Иса работают на грани искусства и дизайна, создавая штучные объекты, за которыми охотятся ценители раритетов и коллекционеры, сотрудничают с арт-галлереями и попутно занимаются дизайном интерьеров и выставочных пространств.
У пары есть загородный дом в 50 км к северу от столицы и квартира-студия в Хельсинки, наполненная необычными вещами и предметами искусства, которую они целиком и полностью оформили сами.
Для них это место — не просто дом, но рабочая мастерская и шоурум «в одном флаконе»: в каждой комнате можно встретить мебель, светильники и предметы декора работы Хенрика, которые соседствуют с винтажными объектами и уникальными опытными образцами отца Исы, знаменитого финского дизайнера Юрье Куккапуро (Yrjö Kukkapuro).
Квартира, расположенная в доме 1901 года постройки, долгое время служила офисом и перед переездом требовала капитального ремонта. Еще до покупки, Иса и Хендрик составили план реконструкции и запросили разрешение на переделку. Они вернули оригинальные дверные проемы, долгие годы заколоченные досками, и убрали стену между кухней и гостиной. Границу между общей и приватной зоной отметили с помощью разного пола: для общих пространств они выбрали бежевую квадратную плитку из коллекции Pro Architectura от Villeroy & Boch, которую заранее купили на распродаже, а для частных зон — полы из теплого натурального дерева.
Квартира находится на втором этаже, и в ней много естественного света, который благодаря продуманным дизайнерским решениям становится одним из главных украшений этого дома. В старом дверном проеме хозяева установили матовое стекло, которое красиво рассеивает солнечные лучи, а на кухонной стене наверху — прозрачное стекло, пропускающее свет.
«Когда мы только переехали сюда, нам хотелось создать универсальное пространство, где можно было бы жить, работать и отдыхать, — говорит Хенрик. — Наш сын Вернер тогда только пошел в школу, и нам хотелось встречать его дома, когда он возвращается с учебы. Также сразу было ясно, что это будет наш дизайн и наша мебель — чтобы мы могли испробовать свои объекты и реализовать наши устойчивые идеи на собственном опыте».
«Хенрик имеет редкое свойство находить материалы для будущих шедевров в самых странных местах, — смеется Иса. — Он мастер по ремонту всякой всячины и поиску новых применений для старых вещей, как говорится, может сделать из любой развалюхи конфетку. Его главная сокровищница — мусорные баки и свалки».
Важную роль в интерьере играет искусство, которое собиралось годами, прежде чем занять место на стенах. В коллекции Исы и Хендрика много работ русских художников. Возможно, это неслучайно. Им нравится русский авангард, а еще они — большие поклонники идей Баухауса и даже ездили в Дессау и Веймар.
Влияние Баухауса чувствуется везде: и в функциональной простоте интерьера, и в выборе мебели, и даже в ярких раздвижных дверях, окрашенных в соответствии с теорией цвета Йозефа Альберса (Josef Albers). Хенрик посадил их на двутавровые металлические рельсы и оснастил колесиками от роликовых коньков, на которых они бесшумно ездят вот уже почти семнадцать лет.