ОБЩИЕ ПАРАМЕТРЫ
Тип недвижимости: квартира в доме 1948 года
Где находится: Москва
Метраж: 116 кв. м
Стиль: классическая «оболочка» + минималистская «начинка»
Цветовая гамма: изначально задумывалась как строго черно-белая, но в какой-то момент захотелось «похулиганить», и добавили яркую абстрактную живопись, розовый неоновый крест над кроватью в гостевой и так далее
Автор проекта: Елена Притула, epritula@gmail.com, т. +7 (906) 770-18-63
«Заказчики — люди из сферы fashion, постоянно имеют дело с тканями и аксессуарами, отлично в них разбираются и очень тонко чувствуют цвета и фактуры, поэтому очень требовательны в этом отношении, — рассказывает дизайнер Елена Притула. Дома они хотели отдыхать от цветового и фактурного разнообразия, с которыми имеют дело на работе, поэтому было решено ориентироваться на минималистский интерьер, который стал бы нейтральным фоном для предметов современного искусства.
К архитектурному облику здания и заказчики, и дизайнер отнеслись с уважением: дом в стиле сталинского ампира 1948 года постройки, с характерными неоклассическими элементами, поэтому лепной декор в интерьере появился логично. Мебель в квартире большей частью выполнялась на заказ по эскизам автора проекта — нужны были предметы большого масштаба, подобрать такие из существующих линеек не представлялось возможным.
Основной планировочный прием здесь — это построение помещений по осям. На самом деле в квартире изначально была грамотная планировка, и оси как таковые там присутствовали, но они были как бы спрятаны, скрыты в планировке, их хотелось «проявить». Поэтому было решено объединить пространство гостиной и холла — на этой оси расположен обеденный стол и гостевая комната. Собственно, она и задумана как продолжение пространства гостиной, потому что используется нечасто, в обычное время ее двери распахнуты и она зрительно соединяется с гостиной.
На центральных осях находятся ключевые декоративные объекты — гипсовый торс, неоновый крест, камин с зеркалом. В спальне вид на бокс с кимоно тоже открывается через распахнутые двери гардеробной. Почти везде четко выдержана симметрия — в раскладке лепнины, в расстановке мебели. То есть создана такая небольшая палладианская вселенная, где все ясно и понятно, твоя жизнь и вообще весь мир под твоим контролем.
В центре квартиры расположен квадратный холл — из него двери ведут сразу в несколько помещений. Если применять градостроительную терминологию — это «площадь», от которой расходятся все «дороги». Поэтому здесь поставили эффектный торс работы скульптора Василия Вершинина, торс выполнен из гипса и затонирован. Ориентировались на мужской торс работы Антуана Бурделя: заказчики увидели его пару лет назад на выставке «Back Side — Dos A La Mode», которую Музей моды (Palais Galliera) устраивал в доме-музее скульптора в Париже. Это не точная копия, а скорее «вариация на тему»: заказчиков вдохновила именно манера Бурделя, в которой сочетаются классическая тема и по-модернистски экспрессивная трактовка формы.
В гостиной хозяева смотрят по вечерам фильмы, читают и слушают музыку — телевизионный экран встроен в зеркало над камином, заказчики справедливо полагали, что вид телевизора испортит общую эстетическую задумку, поэтому его спрятали (экран становится видимым, когда телевизор включен, в выключенном состоянии даже его границ на зеркале не видно). Вместо обычных диванов выбрали два дивана типа day-bed, чтобы на них можно было прилечь и почитать. Здесь же расположена обеденная зона — гости бывают в доме часто, но это не многолюдные вечеринки, а камерные встречи с близкими и друзьями.
Произведения современного искусства — важный элемент интерьера. Работа известного корейского художника Кван Йонг Чана из галереи Полины Аскери украшает зону столовой. У Кван Йонг Чана удивительные арт-объекты из кулечков, свернутых из старинной шелковичной бумаги с надписями в виде иероглиофов — любовные послания, счета и вообще все что угодно, главное, чтобы надписи были связаны с людьми и их жизнью и эмоциями. Треугольные формы этих элементов напоминают кулечки с лекарственными травами из старинной аптеки. Художник окрашивает их чаем или пигментом. Цвета просто завораживающие, а еще эта шелковичная бумага как-то по-особому пахнет. У заказчиков работа монохромная — ультрамарин, очень глубокий и красивый, с полным семантическим набором этого цвета.
В спальнях старались использовать минимальное количество мебели — только самые необходимые предметы, чтобы не перегружать пространство. Кровати и кресла здесь, конечно, есть, а вот прикроватных тумбочек нет — полки для книг и телефонов специально сделали цельными с изголовьем, чтобы получились крупные, массивные предметы-объекты: хотелось большого масштаба и брутальности. В обеих спальнях изначально были встроенные шкафы — такие есть в любом сталинском доме, они довольно удобные, кстати. Ниши этих шкафов сохранили, но изготовили новые внутренние части и дверцы из тонированного темного стекла.
Обе спальни изначально планировали как очень близкие по стилистике, но есть небольшие отличия: разная форма кроватей, разнеы кресла и, конечно, разные арт-объекты. В главной спальне это кимоно в музейном боксе, в гостевой — неоновый розовый крест. «Это осознанная провокация, хотелось, чтобы интерьер не получился слишком рафинированным и серьезным», — говорит дизайнер.
Картины Маркоса Анзиани заказчики выбирали по тому же принципу: яркие, броские, с вызывающими эротическими символами — на контрасте со строгим классическим осевым построением помещений и лепниной (одна его работа висит в гостиной, другая — в гостевой).
В главной спальне ключевой элемент — мужское свадебное кимоно с очень редким декоративным мотивом: изображением орла. Это копия оригинального кимоно начала XX века, которое хозяева квартиры нашли в Нью-Йорке, в культовом винтажном магазине New York Vintage, в отделе для стилистов, где дают винтажные вещи для съемок в аренду. «Вообще-то вещи в этом магазине не продают, но моим заказчикам удалось уговорить владельцев, и им продали это кимоно с тем условием, что если они когда-либо решат его продавать, то только этому же магазину», — говорит дизайнер.
Заказчики отправили оригинал в Индию, где с него сделали копию — из черного «вареного» шелка, с вышивкой золотой нитью (техника канитель). В течение двух месяцев несколько человек вышивали узор. Сейчас оригинал хранится в личной коллекции заказчиков, продавать его, само собой, никто не собирается, а прекрасная копия висит в главной спальне их дома. Черный лакированый бокс с музейным стеклом для него изготовили в московской мастерской: отделку черным лаком выбрали по ассоциации с японскими черными лаковыми напольными стойками для кимоно. Это действительно самый интересный объект в интерьере, заслуживающий отдельного внимания. А сама квартира — великолепный фон для этого произведения искусства.