Известная поговорка «дома и стены помогают» в этой нью-йоркской квартире звучит по-новому — все благодаря коллекции искусства, которая собиралась хозяевами на протяжении всей жизни. От количества шедевров известных художников, развешанных на стенах, глаза разбегаются. «Семь работ Элизабет Пейтон, шесть — Рудольфа Стингела, четыре скульптуры Маурицио Каттелана, три картины Джона Каррена, — загибает пальцы уже обеих рук декоратор Алекс Папакристидис (Alex Papachristidis), который занимался оформлением интерьера. — Еще, кажется, три полотна Ричарда Принса и два — Кристофера Вула, не считая Кунса, Капура, Джакометти и Куэйтман».
Уроженцы Верхнего Ист-Сайда, Папакристидис и его заказчики — близкие друзья с юношеских лет. «Мы — дети 1970-х, можно сказать, выросли на одной клумбе, — рассказывает хозяйка. — Кстати, я очень горжусь, что первой посоветовала Алексу выбрать профессию декоратора. Еще тогда было очевидно, что это его призвание. Сейчас, когда мы с мужем размышляли, к кому из специалистов обратиться за помощью, сомнений не было!» Район Манхэттена, где располагается дом, отлично знаком дизайнеру. В студенческие годы он не раз засиживался в местных барах и кафе. «Я живу здесь с тех пор, как мне исполнилось 20, — добавляет хозяйка. — Помню, мы Алексом часто встречались, заходили в Dorrian’s Red Hand или закидывались на ходу бургерами из Jackson Hole. Вообще, делать квартиру с хорошим и талантливым другом детства, признаюсь вам, — это большая удача и удовольствие».
Последний ремонт в этих стенах проводился еще в 1980-х — тогда проект разрабатывал знаменитый Марк Хэмптон. «На этот раз я понимала, что мы дозрели до масштабных перемен. Реновацией квартиры сначала занимался архитектор Роберт Моррис. Хотелось уйти от классики в сторону современного стиля. От прежней обстановки мы оставили только стол Диего Джакометти, потому что он прекрасен — вряд ли нас за это кто-то осудит, согласитесь!» — смеется хозяйка.
В основе домашней коллекции мебели — юношеские приобретения хозяина, в том числе культовые объекты дизайна Жана Пруве и Шарлотты Перриан. «За свою жизнь я не раз видел эти предметы во множестве разных интерьеров. Было приятно взглянуть на знакомые вещи под новым углом, в современном окружении, — комментирует он. — Например, стол Z Габриэллы Креспи в библиотеке, мне кажется, кардинально изменил всю комнату, как и стулья Пергей и Икили в спальне».
«Уверен, только смешивая стили, можно создать интерьер, который не устареет»
В ситуации, когда в квартире доминирует искусство, многие декораторы предпочли бы выбрать максимально нейтральную мебель, не отвлекающую внимание от главного. Но Папакристидис поступил иначе: мебель по выразительности ничуть не уступает полотнам на стенах. Диван для гостиной Папакристидис разработал в духе Уорда Беннетта. В холле рядом с картинами Кристофера Вула стоят парные консоли с ярким декором из цветного опалового стекла по дизайну Роберто Джулио Риды. Заказчики обнаружили этот шедевр в антикварном магазине отеля Carlyle, где они останавливались на время ремонта.
«Уверен, только смешивая стили, можно создать что-то неустаревающее», — комментирует дизайнер. «Несмотря на то что мы чувствовали себя 100%-но подкованными по части искусства и дизайна, общение с Алексом было для нас очень познавательным, — говорит хозяйка. — Например, под его руководством я по-новому открыла для себя работы Франсуа-Ксавье Лаланна. Мы вместе ездили за ними в Европу. Мне кажется, именно таких объектов нам не хватало — балансирующих между функциональностью и искусством. Можно сказать, что это одновременно и мебель, и скульптура». Хозяин добавляет, что, несмотря на то что ходит по этим комнатам каждый день, ощущения по-прежнему такие же яркие, как сразу после переезда: «Каждый раз, когда я усаживаюсь на наш красивый диван, прошу жену меня ущипнуть. Не верится, что мы живем в таком доме».