Верный признак того, что ваша работа пришлась по душе заказчику, — тот факт, что он обратился к вам повторно. Именно так произошло и с этим проектом. Архитектор Вячеслав Хомяков уже работал с хозяевами этой квартиры несколько лет назад — он оформлял квартиру для их взрослых детей. На этот раз родители вновь обратились в бюро D.S. Design с просьбой оформить их собственное новое жилье в центре Москвы. Пара мечтала о классическом интерьере в духе старой Европы.
«Дом в Петровском переулке был построен еще до революции, — рассказывает Вячеслав. — Работать с таким наследием — настоящий подарок. Площадь квартиры — 160 кв. м, при этом в нашем распоряжении оказалось девять больших окон. В начале XX века строили иначе. Само отношение к планированию жилого пространства было, на мой взгляд, более грамотным и трепетным. Даже хозяйственные комнаты, хотя и достаточно узкие, обязательно имели окна. Естественный свет воспринимался не как роскошь, а как необходимость. В итоге окна достались всем помещениям, включая ванную и гардеробную».
«Дом в центре Москвы начала XX века с множеством окон — удача для декоратора»
Парадные и личные комнаты изолированы друг от друга. Декораторы отталкивались от традиционного принципа разграничения пространства в старых доходных домах. «Когда планировка допускает круговое движение по квартире, это всегда плюс, — рассказывает Вячеслав. — Из главного помещения, гостиной, предусмотрен проход в столовую, оттуда в коридор, который ведет в спальню, далее в гостевую комнату и обратно в прихожую. Кроме того, из гостиной есть отдельная дверь в кабинет хозяина».
«Чтобы скрыть вид на соседний дом, мы закрыли окно тюлем и поверх него повесили картину»
Основная сложность, с которой столкнулись авторы проекта, была чисто технического характера. «У нас возникли проблемы при планировании ванной, кухни и туалетов из-за наличия в квартире всего лишь одной магистрали труб», — говорит Вячеслав. Интересно, что ванные оформлены так же пышно, как и остальные комнаты — декоратор отталкивался от образцов классических дворцовых интерьеров Викторианской эпохи. Стены оклеены расписанными вручную обоями шинуазри с живописным пейзажным сюжетом, на пол брошены ковры, над раковиной — зеркала в состаренных массивных рамах.
Ванные оформлены так же пышно, как и комнаты — в духе Викторианской эпохи
Каждой детали в обстановке придается особое значение. Еще один существенный плюс квартиры — высокие потолки. Декораторы акцентировали их цветом и лепными карнизами: в столовой, например, фриз выкрашен в золотой цвет. «На потолке в кабинете мы напечатали фрагмент эскиза старинной росписи, — говорит Вячеслав. — Увеличили изображение в несколько раз и перенесли его на основу из холста. Интерьер мне казался слишком сдержанным и строгим. Стены — темные, отделаны панелями буазери, рабочий стол — реплика модели из царского дворца в Павловске. Хотелось добавить зрелищности и романтизма».
В соседней гостиной сразу несколько фокусных точек. Первое, что приковывает взгляд, — красочный гобелен на стене. «Этот сюжет хозяйка увидела в парижском Музее Клюни, — рассказывает Вячеслав. — В одном из залов демонстрируется шедевр французского Возрождения — серия из шести гобеленов «Дама с единорогом». Шпалеры датируются концом XV века. Мы заказали копию, воссоздающую этот экспонат. Он оказался здесь очень кстати. Его красочный орнамент делает классический интерьер более эмоционально насыщенным». Не меньший интерес вызывает китайский шкаф в гостиной. «Эта «шкатулка» — компактный рабочий кабинет хозяйки, — рассказывает Вячеслав. — Для нас его расписала одна британская художница. Вообще Европа познакомилась с подобными лаковыми изделиями в конце XVI столетия, когда с Востока стали привозить маленькие шкафы с выдвижными ящичками, буфеты и сундуки. Эти удивительные вещи считались предметами роскоши в интерьерах «китайских комнат».
В проекте нашлось место и для французской классической мебели — она добавляет гостиной парижской элегантности. «Я против зацикленности на каком-то одном классическом стиле. У современного человека другое сознание — клиповое, — говорит Вячеслав. — Ему очень сложно удержаться в рамках какого-то одного направления. Настроение меняется раз в два-три года. Этим можно объяснить моду на эклектику».
Сочная палитра делает классический интерьер актуальным и эмоционально насыщенным
Над проектом работали архитектор Екатерина Скуратовская и декоратор Ирина Блинникова.