Дом Наталии Фишман-Бекмамбетовой и Тимура Бекмамбетова стоит на берегу Волги, всего в 15 минутах езды от Казанского Кремля. Построенный по проекту архитектора Петра Сафиуллина, он стал воплощением современного отношения к традициям.
В графике двух творческих людей редко остается свободная минута. Даже на строительство дома было всего три месяца! «В какой-то момент мы с Тимуром устали жить в съемной квартире, — говорит Наталия. — Но в марте 2020 года, когда был куплен участок для строительства, шли съемки „Девятаева“. Тогда я решила твердо: пока Тимур снимает кино, я дострою дом к его дню рождения 25 июня. Сроки меня не пугали: за шесть лет в Татарстане я участвовала в реализации более четырехсот проектов парков, набережных и улиц и умею общаться со строителями».
Перед этим супруги рассматривали разные варианты вплоть до покупки готового дома. «Нам был нужен простой небольшой дом, непохожий на „престижные“ особняки, которые предлагались к продаже, — продолжает Наталия. — За время работы и жизни в Казани я узнала весь Татарстан. Мне было важно, чтобы наш собственный дом был придуман здешним архитектором, построен из местных материалов, обставлен сделанной здесь мебелью, имел связь с локальными традициями, но модным и современным».
«Гостиную перекрашивали четыре раза, пока не попали в традиционный зеленый цвет»
В это же время их знакомый — архитектор Петр Сафиуллин — достраивал дом для шоурума своего бренда Yaratam. Сама постройка должна стать частью экспозиции — типовым, но авторским домом, который быстро строится и создается, как и другие дизайн-объекты Yaratam, с любовью к материалам и уважением к традициям. Тимур и Наталия сразу поняли: это то, что им нужно! Хотя габариты первоначального проекта пропорционально увеличили на один метр, здание выглядит компактно и гармонично в окружающей природе. «С воздуха по сравнению с соседскими домами наш похож на конуру, — смеется Тимур. — Впрочем, есть татарская поговорка: сосед должен быть лучше тебя самого».
«Я выросла в Самаре — городе на Волге, поэтому участок мы искали тоже у воды»
Огромные окна стирают границы между домом и улицей: первое, что видишь при входе, — тот же вид на реку, который был здесь до строительства. Скругленные углы подчеркивают природную плавность интерьера, а также напоминают о формах лодок, создавая связь с отражающейся в окнах водной гладью. Такая конструкция имеет и практичную цель, снижая теплопотери в зимний период. «Но на всякий случай мы поставили вместо классического камина практически буржуйку, — говорит Наталия. — Да еще и печем в ней картошку!»
«Важно, чтобы наш дом имел связь с традициями, но был современным»
Входная зона раскрывается в двухсветную гостиную, которая переходит в лаундж на втором этаже, кабинет Наталии c выходом на эксплуатируемую кровлю и на общий с главной спальней балкон. Гостевая спальня на первом этаже появилась после нескольких попыток разместить на этом месте кабинет Тимура — ни одна планировка не обеспечивала необходимой приватности. Поэтому на пути от дома к павильонам у воды построили еще одно здание: половину занимает баня, а вторую — большой рабочий кабинет режиссера. Форма павильонов-ротонд перекликается со старыми башнями водозабора Казани, которые видны с этого места.
«Этот дом похож на гаджет. В темноте окна светятся, как экран телефона»
Связь с традициями по-новому отразилась и в интерьере. От лестницы до кухни дом вручную собран и обставлен местными мастерами Yaratam Design. Здесь нет орнаментов и намека на этнографию, зато очень узнаваемая палитра. Гостиную перекрашивали четыре раза, пока не попали в традиционный зеленый цвет. Стены в спальне похожи на цвет свежего каймака. А для изголовья Петр вырезал копию деревянных ворот Старо-Татарской слободы — одного из символов Казани, ставшей для Тимура и Наталии родным городом.