Квартира на фешенебельной улице бутиков авеню Монтень стала для Фредерика Мешиша подарком судьбы. К масштабным проектам известному французскому декоратору не привыкать — в его портфолио есть и частные виллы, и дизайнерские отели, и интерьеры роскошных яхт. Но этот заказ был особенным: Мешишу представилась уникальная возможность создать «исторический» интерьер буквально с чистого листа. Постоянные клиенты Фредерика — молодые супруги с тремя детьми — предложили ему оформить их новую квартиру. Прекрасные в свое время апартаменты площадью несколько сотен квадратных метров, с высокими потолками и просторными комнатами, несколько лет назад были переоборудованы под уродливые офисы. Декоратор с первого взгляда понял, что косметическим ремонтом тут не обойтись: единственным возможным решением было снести все до основания и создать интерьер с нуля. Он взялся за дело, предвкушая, что работать будет интересно, — и не ошибся.
«Начать с нуля — звучит заманчиво, но в каком направлении двигаться? Какой стиль избрать?» — размышлял Мешиш. В итоге ответ нашелся сам собой. Отправной точкой в работе над проектом стала великолепная коллекция шведской и итальянской неоклассической мебели конца XVIII века. Эти предметы задали тон всему интерьеру. «Обычно дизайнеры подбирают мебель под интерьер. Здесь же все происходило наоборот», — вспоминает декоратор. Для оформления апартаментов Мешиш избрал стиль французского неоклассицизма. Благо пропорции помещения с его высокими потолками, окнами и дверными проемами такой выбор вполне оправдывали. Фредерик лично разработал все, от планировки до мельчайших деталей декора, которые выглядят так, будто появились здесь уже пару веков назад. Все было спланировано, нарисовано, придумано заново — результат пора-зителен. Кажется, что вы находитесь в особняке, построенном в период Директории или наполеоновского правления, чудом сохранившем свой первоначальный облик и обставленном оригинальной мебелью той эпохи.
Квартира занимает два этажа. На первом разместились парадные покои: большая гостиная, салон-библиотека, просторный обеденный зал. Они располагаются по обеим сторонам длинной галереи — ее колонны, карнизы, ниши Мешиш придумал, вдохновляясь историческими образцами. Формы и пропорции точно выверены, материалы — антикварные или аналогичные тем, что использовались в старину. Чтобы избежать ощущения «новодела», декоратор потратил много времени на поиски материалов, несущих на себе печать времени: потускневших зеркал для украшения межкомнатных дверей, «пожившей» мраморной облицовки. Они как будто двести лет верой и правдой прослужили предкам. Для этой галереи декоратор выбрал сдержанную гамму: патина, имитация темных оттенков мрамора, гризайли конца XVIII века, которые выглядят так, словно их выполнили на заказ специально для этого интерьера, — все для того, чтобы придать галерее таинственность и сильнее подчеркнуть соседние, ярко освещенные помещения.
Большая гостиная примечательна в первую очередь архитектурными элементами, задающими ритм всему помещению: это пилястры, карнизы, лепнина, покрытая сусальным золотом. В этой комнате, как и в других, стоит мебель конца XVIII века, но с ней соседствуют произведения современного искусства, подобранные Фредериком Мешишем, чтобы, по его выражению, «немного поколебать устои». Здесь и металлические скульптуры Энтони Гормли — почти абстрактные, выразительные в своей условности человеческие фигуры, и снимки классика американской фотографии Ирвина Пенна, и абстрактные полотна Франческо Клементе. Смелый ход полностью оправдал себя — авангардные арт-объекты внесли в интерьер свежую ноту. Благодаря им здесь не чувствуешь себя как в историческом музее, где посетителей любезно просят держаться подальше от стен и не садиться на кресла и диваны.
Остальные помещения — под стать гостиной. Комнаты соединяются в анфиладу: кажется, что план квартиры сохранялся неизменным на протяжении двух столетий. Интерьеры сменяют друг друга, не повторяясь. Мешиш вносит небольшие различия в декор каждого помещения, как неизбежно случается в старинных зданиях, сохраняя глубинное единство архитектурного замысла.
Фредерик Мешиш тщательно подбирал старинные двери, окна и паркет, чтобы они подходили к мебели конца XVIII века, терпеливо искал в антикварных лавках даже такие детали, как ванны и раковины. Один из самых удивительных предметов в квартире — великолепная медная ванна конца XVIII века, внутренняя сторона которой полностью покрыта серебром. Она смотрится не менее эффектно, чем иные работы мэтров современного искусства. Подборку старинных вещей дополняет целая серия мебели, выполненной по эскизам Фредерика Мешиша. После того как интерьер был в общих чертах готов, и антикварная мебель распределена по комнатам, декоратор разработал эскизы недостающих предметов: обеденного стола в столовой, канапе* в гостиной, консолей, банкеток, ковров и роскошных раковин из каррарского мрамора. Он лично выбрал или заказал по своим рисункам обивочную ткань для мебели, шторы. При том что этот интерьер — результат невероятно сложной работы, в нем нет ничего надуманного: он выглядит так, будто возник постепенно, сам собой. Сочетание сложности и кажущейся простоты — признак высочайшей степени мастерства, уверены заказчики Мешиша. И с ними сложно не согласиться!