Интерьер квартиры Нины Яшар (Nina Yashar) также парадоксален, как ее карьера. Успешная миланская галеристка Нина — родом из Ирана. В 1979 году она открыла галерею Nilufar, торговавшую антикварными коврами: персидскими, китайскими, индийскими и тибетскими. Именно она первой привезла в Милан иранские килимы — безворсовые ковры, традиции изготовления которых уходят в глубину тысячелетий: первые образцы, найденные археологами, изготовлены около 5000 года до нашей эры. Позже она всерьез увлеклась гобеленами из Обюссона и изделиями других европейских мануфактур, а затем — дизайнерской мебелью середины XX века. Нина стала выставлять ее в своей галерее вместе с коврами, всякий раз находя между ними неожиданные соответствия. Тематические выставки «Роза на ковре», «Шведские ковры и скандинавская мебель» и другие имели грандиозный успех, а их каталоги уже стали библиографической редкостью.
Нина первой стала продавать в Милане иранские килимы. Успех был грандиозным
Постепенно дело дошло и до современного дизайна. В 2001 году в Nilufar прошла выставка силиконовых ковров Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce). Примерно тогда же в галерее появились предметы, изготовленные небольшими тиражами по эскизам молодых дизайнеров. Одним из постоянных авторов стал Джанкарло Монтебелло, он же оформил интерьер галереи на виа делла Спига. Во время ярмарки Design Miami Basel в 2007 году дизайнер Мартино Гампер шокировал публику своим перформансом на стенде Nilufar: на глазах изумленных зрителей он распиливал на части мебель, созданную итальянским классиком Джо Понти (Gio Ponti) для отеля Parco dei Principi в Сорренто, и делал из нее собственные объекты.
«Благодаря фрескам Джанкарло Монтебелло „коробка“ квартиры стала драгоценной шкатулкой»
В 2012 году Нина Яшар решилась выйти из тихой гавани «нишевого» производства и пуститься в плавание по бурным водам рынка: объекты из ее коллекции Nilufar Unlimited, предназначенной для молодых любителей дизайна, выпускаются большими тиражами и продаются по вполне демократичным ценам. Эволюция интересов отразилась на интерьере двухуровневой квартиры Нины, расположенной на верхних этажах обычного дома на северо-востоке Милана.
«Я выбрала ее из-за просторных террас, — вспоминает галеристка. — Когда я впервые переступила порог, квартире остро не хватало индивидуальности. Я попросила моего друга, художника и дизайнера Джанкарло Монтебелло (Giancarlo Montebello), расписать стены. Результат вы видите сами — скучная белая „коробка“ превратилась в драгоценную шкатулку».
Помня об иранских корнях и профессии Нины, Монтебелло выбрал для стен натуральные пигменты нежных цветочных оттенков. Именно они используются для окраски нитей при производстве персидских ковров. Несущие колонны Джанкарло украсил необычными капителями, плоские потолки расписал так, что они кажутся сводчатыми. Несущие колонны Джанкарло украсил необычными капителями, плоские потолки расписал так, что они кажутся сводчатыми.
«Основа моего интерьера — персидские ковры. Они придают ему парадное, возвышенное звучание»
Начало было положено. Сдержанный, но при этом не лишенный театральности декор стен стал для Нины отправной точкой при выборе мебели и аксессуаров. «Основой интерьера стали персидские ковры. Они придают ему парадное, возвышенное звучание», — объясняет она. Обстановка квартиры складывалась постепенно, по ней легко проследить, как менялись вкусы самой хозяйки. Имена Алвара Аалто (Alvar Aalto) и Бруно Матссона (Bruno Mathsson) она открыла для себя во время одного из путешествий, после чего объекты дизайнеров стали появляться в ее доме и галерее.
Винтажная итальянская и скандинавская мебель от Карло Моллино (Сarlo Mollino), Джо Понти, Арне Якобсена (Arne Jacobsen) и других классиков соседствует в квартире с произведениями актуального искусства. В последнее время в комнатах все больше вещей молодых современных дизайнеров. Сейчас ее любимцы — Мартино Гампер (Martino Gamper), дуэт Makkink & Bey, Бетан Лора Вуд (Bethan Laura Wood). Список имен постоянно растет. Возможно, среди них — будущие звезды первой величины. «Поживем — увидим! — философски замечает Нина. — Главное все время двигаться вперед! Иначе мне просто неинтересно».