Насыщенные краски ирисов сорта Benton Menace и Benton Evora перекликаются с наперстянками рядом с перголой, оплетенной пышными белыми розами.

За увитым плющом фасадом дома на западе Лондона скрывается секретный сад. Этот коттедж XVIII века когда-то принадлежал викторианскому архитектору Чарльзу Спунеру (Charles Spooner), поклоннику Уильяма Морриса (William Morris), который, как и многие другие художники и дизайнеры того времени, жил в Чизике.

Когда Фрэнк Лоу (Frank Lowe) переехал сюда 10 лет назад, то хотел отразить дух движения Arts&Crafts («Искусства и ремесла») в интерьерах дома и в саду. Вместе с художником Брайаном Кларком они придумали витражи для большей части окон и оранжереи в дальнем конце сада. Фрэнк сам разработал планировку участка, используя для сети дорожек каменные плит, найденные зарытыми в саду. Пергола, увитая розами, делит садовое пространство пополам, терракотовые солнечные часы и пара горшков начала ХХ века художника Арчибальда Нокса (Archibald Knox) создают интригующие видовые акценты.

На переднем плане бледно-желтые ирисы Benton Duff смешиваются с лиловым котовником Nepcia racemosa и белым кентрантусом Centranthus ruber 'Albus'.Бутоны розы Queen of Sweden и темно-красные пионы создают более яркие акценты в саду.

Первоначальный план и проект посадки растений созданы ландшафтным дизайнером Ричардом Бисгроувом (Richard Bisgrove) в 2014 году, когда Фрэнк только купил дом. Через несколько лет владелец обратился к ландшафтному дизайнеру Джо Томпсон (Jo Thompson) с просьбой обновить посадки, которые заросли и были заброшены.

Джо известна в среде ландшафтников своими цветочными садами, и показалась Фрэнку идеальным человеком для создания расслабленного, коттеджного сада с обилием цветов и ароматов. «Я не очень люблю патетику, но это был проект мечты», — вспоминает дизайнер — «Мне было легко работать с существующей планировкой, поэтому оставалось лишь создать правильную атмосферу с помощью растений».

Розы сыграли центральную роль в новом дизайне сада, и Джо высадила их на каждой клумбе в смешанных посадках, используя в основном сорта Дэвида Остина (David Austin), устойчивые к болезням. «Розы привносят в сад такой фантастический диапазон красок, — отмечает дизайнер. — У каждой из них собственная индивидуальность, и все они создают разные формы и очертания, добавляя театральности месту».

Зажатый между домом и рекой, с ее панорамными видами на небо, сад должен был стать акцентным, чтобы не потеряться на фоне окружающего пейзажа. Поэтому Джо использовала такие сорта роз, как Munstead Wood с богатыми по оттенку темно-красными цветами или ярко-оранжевые бутоны Lady of Shalott.

Кустовая роза Дэвида Остина сорта Lady of Shalott.

Роза сорта Munstead Wood.

Розы окружают волны многолетних растений, традиционных для коттеджного сада. Герани, манжетки и душистые гвоздики окаймляют границы посадок, а «облака» котовника высажены вокруг кустовых роз. Декоративные травы вейник коротковолосый (Calamagrostis brachytricha) и ковыль тростниковый (Anemanthele lessonsiana) разбивают общую массу растений, придавая саду естественный вид, а полоса высокой валерианы лекарственной создает полупрозрачный экран между садом и речной террасой.

Вид на сад и террасу у реки через клумбы, заполненные наперстянками, ирисами, розами, камассией, котовником и геранью.

Другая важная группа растений — ирисы, в частности, сорта Benton, выведенные Седриком Моррисом (Cedric Morris) в первой половине ХХ века. «Они показались подходящими для атмосферы „Искусств и ремесел“, их приглушенные цвета хорошо сочетаются с кирпичной кладкой и розами», — объясняет Джо. Вкрапления кремово-желтого Benton Duff контрастируют с ярко-фиолетовым Benton Menace, а восхитительные и Benton Сaramel и Benton Оlive с их приглушенными красками дополняют остальные цветы в саду.

Сливочно-желтый ирис Benton Duff — один из сортов, выведенных Седриком Моррисом в начале ХХ века

Ирис Benton Menace, названный в честь одного из котов Седрика Морриса.

С сезонной сменой цветов — от тюльпанов в апреле до астр и анемонов в самом конце лета — в саду всегда есть, на что посмотреть. Используя творческую тему этого сада, Джо пыталась передать атмосферу и любимые оттенки движения «Искусства и ремесла» с помощью растений, создать ощущение романтики места.

Ирис Benton Olive