Алексей Санду — архитектор и сооснователь российского архитектурно-проектного бюро «Архистра», которое до 2022 года являлось частью крупной международной проектной компании, работавшей над многими известными проектами (в том числе офисными пространствами для корпораций).

Офис Smart Group, Москва. | Источник: Максим Лоскутов

Офис Smart Group, Москва.

Фото

Максим Лоскутов

Архитектура, дизайн, консалтинг

Основатель и генеральный директор архитектурного консалтингового бюро «Архистра», член Союза Московских Архитекторов (СМА)

Сайт эксперта

Долго время в архитектурной практике доминировало зрение. Архитекторы и дизайнеры в первую очередь уделяли внимание визуальной коммуникации, чтобы сделать жилые и корпоративные интерьеры более гладкими и чистыми.

Между тем, с развитием когнитивной нейробиологии ученые доказали, что при контакте с внешней средой одинаково важны разные виды стимуляции: тактильная, визуальная, аудиальная, через запахи и иногда даже вкус. Но именно через прикосновение человек устанавливает первую связь с пространством. Финский архитектор Юхани Палласмаа писал: «Дверная ручка — это рукопожатие здания». Фраза подтверждает, что человек знакомится с пространством прежде всего через текстуры. И эта встреча может быть как холодной и формальной, так и вызывать самые теплые эмоции.

Кроме того, нейроархитектурные исследования отмечают: тактильное взаимодействие напрямую влияет на качество мыслительных процессов. Результаты недавнего эксперимента исследователей из Кореи показывают: ходьба босиком, которая является прямым контактом человеческого тела с поверхностью, может оказывать положительное влияние на когнитивные функции. У людей наблюдалось заметное увеличение скорости когнитивных способностей, концентрации внимания и значительное снижение напряжения.

Штаб-квартира «Лукойл-Инжиниринг» в Москве | Источник:  Сергей Волокитин

Штаб-квартира «Лукойл-Инжиниринг» в Москве

Фото

Сергей Волокитин

Штаб-квартира «СБЕР» в Минске. | Источник: Архистра

Штаб-квартира «СБЕР» в Минске.

Фото

Архистра

Проектирование современных пространств происходит на стыке дисциплин: архитектуры, нейрокогнитивных наук и психологии. И важно понимать, как среда и особенно физический контакт может влиять на эмоции, поведение и реакции в мозге. Ответы на все эти вопросы дает наука — нейроархитектура.

Тактильный интерьер офиса Smart Group. | Источник: Максим Лоскутов

Тактильный интерьер офиса Smart Group.

Фото

Максим Лоскутов

Как создать тактильно привлекательный офис

Пространства для работы

В рабочих пространствах важно добиться баланса: с одной стороны — гладкие, нейтральные поверхности, которые не отвлекают, с другой — тактильные акценты, стимулирующие мозг. Исследования показывают, что умеренное тактильное разнообразие помогает сосредоточиться и повышает когнитивную активность.

Используйте контрастные комбинации: сочетайте гладкие МДФ или HPL-панели с реечными поверхностями или параметрическими стенами с выраженной фактурой. Такой контрастный подход не только снижает визуальную и тактильную монотонность, но и делает пространство более живым и приятным на ощупь.

Кухня из МДФ в офисе Smart Group.  | Источник: Максим Лоскутов

Кухня из МДФ в офисе Smart Group.

Фото

Максим Лоскутов

Переговорные комнаты и фокусные зоны

В переговорных используйте мягкие, теплые на ощупь и визуально приглушенные покрытия — они формируют ощущение уюта и защищенности. В фокусных зонах хорошо себя показывают потолки грильято с выразительным рельефом. Такие решения визуально структурируют пространство, делают его более камерным и одновременно помогают выполнять комплексные задачи.

Переговорные в офисе «Лукойл-Инжиниринг». | Источник: Сергей Волокитин

Переговорные в офисе «Лукойл-Инжиниринг».

Фото

Сергей Волокитин

Одной из главных проблем офисов остается шум — особенно в помещениях для фокусной работы. Здесь важен высокий уровень акустического комфорта, который будет способствовать повышению производительности. Чтобы его достичь, используйте комплексный подход:

  • На полу — звукопоглощающий ковролин, который снижает вибрации и предотвращает распространение звука.

  • На стенах — акустические панели из шерстяного войлока.

  • На потолке — акустические светильники из плотного войлока, бафлы, а также элементы из ПЭТ-фетра или спрессованных полиэфирных волокон.

Переговорные кабинки, новый офис Smart Group. | Источник: Максим Лоскутов

Переговорные кабинки, новый офис Smart Group.

Фото

Максим Лоскутов

Общая зона в офисе ATK-Consulting, Москва.  | Источник:  Андрей Белимов-Гущин

Общая зона в офисе ATK-Consulting, Москва.

Фото

Андрей Белимов-Гущин

Зоны отдыха и неформального общения

Пространство для отдыха должно буквально «приглашать» к прикосновению — это один из ключевых факторов расслабления. Отлично подойдут мягкие материалы и округлые формы: объемная мебель с деревянными элементами и тактильно приятные обивки из натуральных тканей. Эти решения позволят снизить уровень напряжения и сформировать атмосферу расслабления.

  • Создайте контраст температур и тактильных ощущений с помощью напольных покрытий: например, переход с прохладной плитки или камня на теплый ковролин — помогает телу и мозгу переключиться с рабочего режима на чувство спокойствия и отдыха.

  • Добавьте растения в интерьер — озеленение только усилит общий эффект. Помимо формирования визуально-привлекательной, «живой» среды, озеленение привносит дополнительную тактильную и сенсорную стимуляцию. Листва, стебли и фактурная поверхность зелени приглушают звук, способствуют расслаблению и создают ощущение естественной гармонии.

  • Дополнительно снизить уровень шума и тактильно смягчить пространство помогает текстильная отделка стен и потолка. Потолочные панели из плотного войлока и объемные тканевые светильники визуально снизят давление потолка и усилят чувство уединения.

Лаунж-зона с клумбой и параметрической стеной в офисе «Альфа-банка». Озеленение  — компания «Фикус». | Источник: «Фикус»

Лаунж-зона с клумбой и параметрической стеной в офисе «Альфа-банка». Озеленение  — компания «Фикус».

Фото

«Фикус»

Клиентская зона и шоурум

Если компании важно наличие фронт-офиса (от англ. front office — прим. ред) для взаимодействия с клиентами, он может включать шоурум с фирменной продукцией, зоны ожидания и амфитеатр для выступлений и презентации продуктов. Главная функция этого пространства — демонстрировать бренд и вызывать доверие с первых минут. Для формирования положительного впечатления от него одинаково важны и визуальный образ, и внутренние ощущения. Дерево, стекло, металл и керамика — экологичные и тактильно выразительные материалы сообщают о статусности и внимании к деталям.

Шоурум Пьера Йовановича в Нью-Йорке. | Источник: Стивен Кент Джонсон

Шоурум Пьера Йовановича в Нью-Йорке.

Фото

Стивен Кент Джонсон

В зоне для клиентов, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес «прикоснуться к бренду», используйте выразительную, но при этом не навязчивую отделку. Фактура материалов может работать как средство навигации и зонирования: контраст текстур и материалов помогает интуитивно понимать, где лучше задержаться, а где — продолжить движение. Грамотно подобранные материалы делают пространство запоминающимся и вместе с тем функционально понятным.

Шоурум и офис Dior в Тель-Авиве, проект KOT Architects. | Источник: Амит Герон

Шоурум и офис Dior в Тель-Авиве, проект KOT Architects.

Фото
Амит Герон