«МИРА центр» выпустил альманах МИРА illustrated | Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru

Коллекция творческого сообщества МИРА сегодня насчитывает более 40 тысяч единиц оригинальных примеров полиграфического и графического искусств, живописи, скульптуры и исторических артефактов, с особым фокусом на периоде 1910-1930-х годов. Желание поделиться прекрасным с широкой публикой и показать новые открытия коллекции привело к запуску нового книжного проекта МИРА illustrated. Первый альманах серии посвящен черному и белому, он создан при участии художника Андрея Бартенева, куратора будущего музея МИРА.

Оформление вдохновлено французским журналом 1930-х годов Arts et Métiers Graphiques (AMG), а главным визуальным лейтмотивом стала семечка: символ жизни, рождения растения из зерна. «Как большой сочный подсолнух слеплен из череды семечек — так и мы из семечек нашей коллекции лепим один подсолнух МИРА!» — говорит Бартенев.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru

Ольга Игнатович. «Старт», 1930-е годы

Ольга Игнатович (1905-1984) — не только родная сестра классика советского фоторепортажа Бориса Игнатовича, но и один из ведущих мастеров авангардной фотографии. Она прославилась на весь мир благодаря своим спортивным фотографиям, а также репортажам из Освенцима и Майданека — одна из немногих женщин-военкоров, Ольга в числе первых попала на территорию немецких концлагерей.

Фотография «Старт» относится к зрелому периоду творчества Ольги Игнатович. В кадре — две бегуньи на пути к финишной прямой. Симметричная композиция одновременно уравновешена, статична, но и предельно динамична за счет среднего плана и высокого уровня съемки.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru


Сергей Борисов. «Портрет Олега Газманова», 1993

Сергей Борисов (р. 1947) известен как хроникер эпохи перестройки: герои улиц Москвы и Санкт-Петербурга 1980-1990-х годов на кадрах Борисова предстают как воплощенная свобода. Фотограф запечатлел богемный советский андеграунд, часто создавая срежиссированные им фотоистории, героями которых становились, среди прочих, Жанна Агузарова, Георгий Гурьянов, Анатолий Зверев, Владислав Мамышев-Монро, Виктор Цой.

Эта фотография — портрет Олега Газманова, но лицо певца едва различимо; он стоит на руках, обращенный к зрителю, и его фигура становится контрапунктом массивной поступи Рабочего — стального идеала социалистического реализма. В Москве все перевернулось с ног на голову.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru


Сергей Табунов. «Плавильня снов», 2023

Модель: Петр Кочуркин

«Плавильня снов» — черно-белая фото-сказка Сергея Табунова (р. 1980). Серия вдохновлена сборником поэзии Сергея Есенина, Анатолия Мариенгофа и Вадима Шершеневича «Плавильня снов» 1920 года. Творческий подход Табунова отражает не содержание, а саму суть имажинистской поэзии, уходя от традиционного повествования к символизму и ассоциациям.

Табуновская «Плавильня снов» была создана в суздальском «Ларце» за несколько месяцев до того, как он приобрел свой сегодняшний интерьер, поэтому члены МИРА сообщества испытывают к этим фотографиям особенно нежные чувства.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru


«Кафе „Питтореск“ в Москве, интерьер Георгия Якулова», 1918

В 1918 году на Кузнецком мосту открылось кафе «Питтореск» (от фр. Pittoresque — живописный, красивый, оригинальный). Под руководством художника Георгия Якулова (1884-1928) над оформлением кафе работала целая группа художников, среди которых — Владимир Татлин, Надежда Удальцова, Александр Родченко. Якулов утверждал, что «Питтореск» стал первым архитектурно-живописным сооружением в методе конструктивизма: в разных направлениях и наклонах на стенах были набиты фанерные листы, предварительно вырезанные в форме треугольников, секторов и пирамид, а люстры рассекали воздух снопами цветных лучей. Не удивительно, что кафе стало излюбленным местом встреч для артистической богемы. В наши дни в капитально перестроенном здании кафе располагается Московский дом художника.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru


Хайнц Хайек-Хальке. Scwartz-weisser Akt, 1940

Лист 10 из альбома Das Deutsche Aktwerk, Bruno Schultz Verlag

Хайнц Хайек-Хальке (1898-1983) был немецким фотографом-экспериментатором. Свой творческий метод он называл «светографикой» (Lichtgrafik): документальность в фотографии играла для него второстепенную роль, а форма была всем. Фотомонтаж, многократная экспозиция, редуцирование человеческого тела до обтекаемой абстрактной формы — классические для мастера приемы, имевшие большое влияние на творчество современников.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru


Аркадий Шайхет. «Лестница сверху. Новые дома на Усачевке», 1928

«Усачевка» — конструктивистский рабочий поселок в Хамовниках, построенный архитектором Алексеем Мешковым во второй половине 1920-х. Серия Аркадия Шайхета (1898-1957), посвященная интерьерам усачевских домов, входит в канон советского фоторепортажа. Высокий уровень съемки поднимает зрителя над фигурами матери и ребенка, напоминая пейзажи Каспара Давида Фридриха с его Rückenfigur. Свет подчеркивает герметичные контуры лестницы, уводя взгляд смотрящего по спирали, как в воронку.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru


«Портрет девушки в платье дизайна Варвары Степановой», 1920-е годы

На этом фотопортрете неизвестного фотоателье изображена молодая девушка с подсолнухами. На ней — платье-рубашка из до боли знакомой ткани: этот орнамент Варвары Степановой (1894-1958), круги и полосы, можно встретить в любой книге, посвященной авангарду, не говоря уже о выставках.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru

Он был создан в 1924 году, но в производстве использовался очень ограниченно: все же дизайн был экспериментальным. Кем бы ни была незнакомка на фото, она явно принадлежала к кругу Степановой: училась во ВХУТЕМАСе или Гинхуке, а возможно и сама работала с текстилем. Вот так сто лет спустя в истории авангарда все еще встречаются лакуны и загадки.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru


«Синяя блуза». «Мюзик-холльная группа „Синей блузы“: Отчет Моссовета», 1929

Фотография на с. 32 журнала «Малые формы клубного зрелища», сб. 4 (апрель), 1929

«Синяя блуза» — советский эстрадный театральный коллектив, существовавший с 1923 по 1933 гг. Освещая любые острые темы, от мировой политики до нового быта, «Синяя блуза» пропагандировала идеи социализма и обличала мещанский быт. В некотором смысле «потомком» этого самодеятельного театра можно назвать послевоенный КВН. Название коллективу дала свободная синяя рубашка и черные брюки (или юбка), в которой выступали артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах. В деятельности «Синей блузы» принимали участие Владимир Маяковский, Сергей Юткевич, Семен Кирсанов, Александр Роу.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru

У «синеблузников» был свой ежемесячный журнал, «Малые формы клубного зрелища», в котором публиковались репертуары выступлений, методические материалы, фото и эскизы постановок.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru


Обложка книги Д. Бурлюка «Энтелехизм», Нью-Йорк, 1930

Давид Давидович Бурлюк (1882-1967), отец русского футуризма, в представлении не нуждается. «Энтелехизм» — это сборник поэзии и эссе, написанных в эмиграции: с 1922 года Бурлюк жил в США. Энтелехия — авторский термин поэта, означающий врожденный творческий потенциал, который функционирует у человека, как рефлекс у собаки Павлова. Сложно придумать более органичное теоретическое осмысление для футуризма.

Некоторые экземпляры тиража были вложены в папку с собственноручным оформлением Бурлюка; ни один дизайн не повторялся. Именно такая копия есть в МИРА коллекции.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru


Андрей Бартенев. «Медведь. Комета», 2020. Папье-маше, акрил

«Медведи» — популярная коллаборация Андрея Бартенева с суздальской мануфактурой «Дымов Керамика», керамические арт-скульптуры ручной работы с семью вариациями орнамента. Они украшают коллекции ценителей по всему миру, включая Лису Де Кунинг, Наталью Водянову, Кирилла Серебренникова. Гигантский прототип медведя из папье-маше в паттерне «комета» — единственный в своем роде и служит «домовым» московского офиса МИРА сообщества.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru

Избранные монохромные работы из МИРА коллекции также можно увидеть на выставке в «МИРА центре» в Суздале до 27 апреля, она называется «Белые пятна, черные дыры». Куратор Ирина Пономаренко.

Источник: myrastore.ru
Фото

myrastore.ru

Количество страниц: 176

Формат: 310х235 мм

КУПИТЬ АЛЬМАНАХ
Реклама. myrastore.ru