Вилла Les Rhumbs, где прошло детство Кристиана Диора, стоит на утесе над морем. Благодаря стараниям матери Кристиана вокруг дома появился английский сад, где несмотря на постоянные ветра цветут розы и фуксии.
По своему воспитанию, вкусам и склонностям Кристиан Диор был сельский житель. Застенчивый, с немного испуганными глазами, как будто боящийся быть застигнутым врасплох или допустить непростительное faux pas. Безупречно воспитанный, не подпускающий к себе никого близко, только у себя в саду он мог позволить себе ослабить узел галстука, расстегнуть пуговицы на жилетке или, надев фартук и засучив рукава, отдаться со всей страстью садоводческим радостям: посадке, обрезке, прополке. Он любил каменистую землю Нормандии, ее ветер, ее простор, ее полыхающие на каждом шагу кусты гортензий — эти костры неистово-синего, задорно-розового и кипенно-белого цвета. Они цвели у него в Гранвиле все лето и осень, а потом долго стояли в вазах, не осыпаясь, как бы подернутые легким налетом ржавчины. Цветы прошлого лета.
В сущности, все его платья — те же цветы из сада его детства. Недаром он так часто будет возвращаться к цветочной теме, а самую первую коллекцию назовет Cоrolle et En Huit (сorolle означает «венчик цветка»). Женщина как хрупкий цветок, как неземное создание, застывшее на полпути между реальностью и сном, между Ritz и Plaza Athénée, между скачками в Лонгшампе и пляжами в Биаррице. Вспоминается Марсель Пруст и его мадам Сван, «которая пребывала в своем наряде словно в венчике хрупкого и одухотворенного цветка», или Альбертина, чье платье было «как прельстительная тень невидимой Венеции, сплошь покрытое арабским орнаментом», или Одетта: «Видеть ее в этом платье было все равно что удостоиться созерцания картины эпохи Возрождения». Диор перебирал эти литературные образы, словно составляя букеты для украшения своего загородного дома.
Кристиан Диор в своем парижском салоне на авеню Монтень за работой. Красное платье — кульминация любой коллекции Диора. Обычно его представляли публике в середине показа.
В Гранвиле прошло его детство. Летние каникулы, долгие семейные обеды, прогулки по Пла-Гуссе — широкой эспланаде, выходящей к морю. Довоенная счастливая жизнь, воспоминания о которой будут поддерживать его в минуты одиночества, душевного упадка и отчаяния. Сад был его тайным убежищем, его заповедной территорией. Ни по чему он так не скучал в Париже, как по соснам, посаженным в год его рождения, по кустам рододендронов у входа в дом.
Кристиан Диор в окружении братьев и сестер. Фото 1920-х годов.
Генеалогическое древо семьи Диор.
На самом деле цветам здесь было не слишком уютно. Место для них неудачное — прямо над морем, открытое всем ветрам и ненастьям. И хотя мать Диора распорядилась построить каменные защитные стены, капризные розы пережидали холода в оранжерее. В этом видится знак будущей судьбы Кристиана. Тепличная атмосфера детства сделает его уязвимым, когда наступят ледяные времена, дом в Гранвиле будет продан, и будущий гений моды будет мыкаться по Парижу в попытках пристроить свои эскизы и устроиться самому.
Платья Christian Dior из коллекций разных лет.
Фрагмент сада. Здесь также проходят экскурсии, посвященные историческим ароматам Dior.
Нежный цветок — даже странно, как ему удалось выжить в эпоху кризисов и войн. Неслучайно эмблемой своего Дома он изберет ландыш: за простодушный оптимизм, за лесную живучесть, за белый цвет, который он любил больше всего, за надежду. Что-то такое звенело и благоухало в его первой коллекции, на что не могла не повестись женская душа, изголодавшаяся по счастью. Это потом придумают New Look. Потом на него обрушатся миллионные заказы и мировая слава. И сама Марлен Дитрих будет сидеть на ступеньках его салона на авеню Монтень ошеломленная красотой, вдруг явившейся непонятно откуда по воле и вдохновению господина с испуганными глазами.
Вид на сад через окно крытой террасы.
Своим платьям Диор давал трогательные имена: «Счастье», «Нежность», «Любовь»
В экспозиции музея представлены коллекции haute couture и prêtà-porter.
Теперь в Гранвиле музей его имени. От дома диоровского детства почти ничего не осталось: сад за окнами, сосны, помнящие его первые шаги, старые фотографии, где он юный, в белой матроске. Но теперь все его платья — его признанные шедевры, его бессловесные «поэмы», которым он придумывал наивные и трогательные названия: «Счастье», «Нежность», «Любовь», «Счастливая звезда», — собраны здесь, в Гранвиле. Руками до них не дотронуться. А так хочется! Все-таки интересно, что такое диоровское «Счастье» на ощупь? www.musee-dior-granville.com
В собрании музея много личных вещей кутюрье. Среди них — портновские ножницы и часы.
Камин в стиле ар нуво — одно из сохранившихся украшений интерьера.
В Париже Диор скучал по цветам своего сада, по старым соснам, кустам рододендронов и гортензий
Портрет Кристиана Диора в саду виллы.
А вы были в музее Кристиана Диора в Гранвиле?