Выставка «Пурпурные рукава» в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде в рамках Биеннале частных коллекций в Центре современного искусства «Терминал А» открылась выставка «Пурпурные рукава» — часть коллекции Наталии Грабарь (Grabar Gallery). Ее собрание насчитывает более 90 произведений.
Наталия Грабарь, коллекционер, основательница Grabar gallery
Это уникальная возможность увидеть достойную выборку собрания: от московского концептуализма до самых свежих поисков молодых художников. Среди представленных авторов — Юрий Злотников, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн, Франциско Инфанте, Александра Паперно, Оля Кройтор, Юлия Вирко, Виктория Кошелева и другие. Выставка открыта до 16 ноября 2025 года.
Поговорили с Наталией Грабарь, о том как формируется коллекция, что важнее при выборе — имя художника или энергия самой работы, и какие произведения стали для коллекционера личными открытиями. И попросили дать советы начинающим коллекционерам.
Анна Быстрова «Сумерки», 2023
Есть ли у вашей коллекции стратегия?
Мне близок органичный путь. Я позволяю коллекции развиваться свободно: иногда это вдумчивый выбор, иногда — импульс, которому я доверяю. Любая коллекция — это живой организм, который существует и меняется вместе со вкусами владельца. Не всегда то, что нравится в начале, вызывает такие же эмоции спустя годы.
Выставка «Пурпурные рукава» в Нижнем Новгороде
Что для вас важнее при выборе работы: имя художника или его место в истории?
Мне важно влюбиться в работу — почувствовать, что без нее невозможно. Только тогда я принимаю решение: она должна быть в коллекции. Если нет внутреннего отклика, я не возьму произведение, даже если это очень известный художник. И наоборот — иногда имя еще не звучит громко, но сила работы говорит сама за себя. Так в собрание попали Людмила Баронина, Ульяна Подкорытова, Юлия Вирко и другие молодые авторы.
Юлия Вирко. «Take me home». 2025.
Как менялись ваши критерии отбора за 20 лет?
Опыт учит главному: собственный вкус — это лучший ориентир. Доверяйте своей интуиции. Кто — то выбирает сердцем, кто — то же поступает более рационально.
Бывают ли моменты, когда вы отказываете себе в покупке, даже если работа очень нравится?
Да, конечно. Например, произведение Александра Виноградова и Владимира Дубосарского я четыре раза продавала — и только на пятый решилась купить сама. Мне еще повезло с друзьями — они знают мой вкус и часто дарят искусство.
Олег Целков. «Двулицый», 1981.
Как вы относитесь к идеи, что коллекция должна быть цельным высказыванием?
Коллекция — это всегда цельное высказывание. В ней всё так или иначе говорит о человеке, который её собирает. Искусство — один из самых точных способов понять личность. Я, например, очень часто это замечаю: приходишь к кому-то домой, смотришь, что висит на стенах — и сразу становится ясно, кто перед тобой. Ничто так не выдаёт человека, как его вкус в искусстве.
Юрий Злотников. «Средиземноморская сюита», 1985.
Какая работа в коллекции остается для вас самым личным открытием?
Есть несколько таких. Это произведения, которые вошли без долгих раздумий и стали точками личной трансформации. Например, работа Павла Пепперштейна из серии «Супрематические исследования древнегреческих мифов» и «Меланхолия» Виктора Пивоварова.
Виктор Пивоваров. «Меланхолия», 1985.
Павел Пепперштейн. «In the North of Russia…», 2013.
Какой совет вы могли бы дать начинающему коллекционеру?
Покупайте то, что действительно трогает. Не ориентируйтесь только на моду или выгоду — самое ценное в коллекции всегда рождается из личного отклика. И не бойтесь экспериментировать: иногда самые неожиданные работы становятся ключевыми. Ну и, конечно, важно общаться с художниками, коллекционерами, кураторами — контекст помогает видеть шире. А если времени мало — можно довериться арт-консультанту.
Тимур Новиков. «Идя по этот мост князь Мышкин почуял эпилепсию», 1984.
Выставка «Пурпурные рукава» в Нижнем Новгороде