Выставка «Пурпурные рукава» в Нижнем Новгороде | Источник: архив пресс-служб

Выставка «Пурпурные рукава» в Нижнем Новгороде

Фото

архив пресс-служб

В Нижнем Новгороде в рамках Биеннале частных коллекций в Центре современного искусства «Терминал А» открылась выставка «Пурпурные рукава» — часть коллекции Наталии Грабарь (Grabar Gallery). Ее собрание насчитывает более 90 произведений.

Наталия Грабарь, коллекционер, основательница Grabar gallery | Источник: Дмитрий Шумов

Наталия Грабарь, коллекционер, основательница Grabar gallery

Фото

Дмитрий Шумов

Это уникальная возможность увидеть достойную выборку собрания: от московского концептуализма до самых свежих поисков молодых художников. Среди представленных авторов — Юрий Злотников, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн, Франциско Инфанте, Александра Паперно, Оля Кройтор, Юлия Вирко, Виктория Кошелева и другие. Выставка открыта до 16 ноября 2025 года.

Поговорили с Наталией Грабарь, о том как формируется коллекция, что важнее при выборе — имя художника или энергия самой работы, и какие произведения стали для коллекционера личными открытиями. И попросили дать советы начинающим коллекционерам.

Анна Быстрова «Сумерки», 2023 | Источник: пресс-служба выставки

Анна Быстрова «Сумерки», 2023

Фото

пресс-служба выставки

Есть ли у вашей коллекции стратегия?

Мне близок органичный путь. Я позволяю коллекции развиваться свободно: иногда это вдумчивый выбор, иногда — импульс, которому я доверяю. Любая коллекция — это живой организм, который существует и меняется вместе со вкусами владельца. Не всегда то, что нравится в начале, вызывает такие же эмоции спустя годы.

Выставка «Пурпурные рукава» в Нижнем Новгороде | Источник: архив пресс-служб

Выставка «Пурпурные рукава» в Нижнем Новгороде

Фото

архив пресс-служб

Что для вас важнее при выборе работы: имя художника или его место в истории?

Мне важно влюбиться в работу — почувствовать, что без нее невозможно. Только тогда я принимаю решение: она должна быть в коллекции. Если нет внутреннего отклика, я не возьму произведение, даже если это очень известный художник. И наоборот — иногда имя еще не звучит громко, но сила работы говорит сама за себя. Так в собрание попали Людмила Баронина, Ульяна Подкорытова, Юлия Вирко и другие молодые авторы.

Юлия Вирко. «Take me home». 2025. | Источник: архив пресс-служб

Юлия Вирко. «Take me home». 2025.

Фото

архив пресс-служб

Как менялись ваши критерии отбора за 20 лет?

Опыт учит главному: собственный вкус — это лучший ориентир. Доверяйте своей интуиции. Кто — то выбирает сердцем, кто — то же поступает более рационально.

Бывают ли моменты, когда вы отказываете себе в покупке, даже если работа очень нравится?

Да, конечно. Например, произведение Александра Виноградова и Владимира Дубосарского я четыре раза продавала — и только на пятый решилась купить сама. Мне еще повезло с друзьями — они знают мой вкус и часто дарят искусство.

Олег Целков. «Двулицый», 1981. | Источник: пресс-служба выставки

Олег Целков. «Двулицый», 1981.

Фото

пресс-служба выставки

Как вы относитесь к идеи, что коллекция должна быть цельным высказыванием?

Коллекция — это всегда цельное высказывание. В ней всё так или иначе говорит о человеке, который её собирает. Искусство — один из самых точных способов понять личность. Я, например, очень часто это замечаю: приходишь к кому-то домой, смотришь, что висит на стенах — и сразу становится ясно, кто перед тобой. Ничто так не выдаёт человека, как его вкус в искусстве.

Юрий Злотников. «Средиземноморская сюита», 1985. | Источник: пресс-служба выставки

Юрий Злотников. «Средиземноморская сюита», 1985.

Фото

пресс-служба выставки

Какая работа в коллекции остается для вас самым личным открытием?

Есть несколько таких. Это произведения, которые вошли без долгих раздумий и стали точками личной трансформации. Например, работа Павла Пепперштейна из серии «Супрематические исследования древнегреческих мифов» и «Меланхолия» Виктора Пивоварова.

Виктор Пивоваров. «Меланхолия», 1985. | Источник: пресс-служба выставки

Виктор Пивоваров. «Меланхолия», 1985.

Фото

пресс-служба выставки

Павел Пепперштейн. «In the North of Russia…», 2013. | Источник: пресс-служба выставки

Павел Пепперштейн. «In the North of Russia…», 2013.

Фото

пресс-служба выставки

Какой совет вы могли бы дать начинающему коллекционеру?

Покупайте то, что действительно трогает. Не ориентируйтесь только на моду или выгоду — самое ценное в коллекции всегда рождается из личного отклика. И не бойтесь экспериментировать: иногда самые неожиданные работы становятся ключевыми. Ну и, конечно, важно общаться с художниками, коллекционерами, кураторами — контекст помогает видеть шире. А если времени мало — можно довериться арт-консультанту.

Тимур Новиков. «Идя по этот мост князь Мышкин почуял эпилепсию», 1984. | Источник: пресс-служба выставки

Тимур Новиков. «Идя по этот мост князь Мышкин почуял эпилепсию», 1984.

Фото

пресс-служба выставки

Выставка «Пурпурные рукава» в Нижнем Новгороде | Источник: архив прес-служб

Выставка «Пурпурные рукава» в Нижнем Новгороде

Фото

архив прес-служб