Основатель студии «Точка дизайна», участник рейтинга 100 лучших дизайнеров России, руководитель направления «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ
Сайт экспертаСуществует ли мода на цвет и от чего она зависит?
СТЕПАН БУГАЕВ: Общепризнанных модных цветов не бывает. Есть определенная статистика цветовых предпочтений, основанных на общественных настроениях. Мода же на цвет бывает, и она меняется каждый год. Ее задает институт цвета Pantone. Какие-то цвета приживаются лучше и задерживаются на несколько лет в трендах, а какие-то очень скоротечные, тут все зависит от потребителя. Вернемся к Pantone. Ежегодно в начале декабря институт цвета Pantone публикует цвет года. Они задают быстротечный тренд, который подхватывают все остальные и используют его в различных отраслях.
Получается, что мода на цвет, в принципе, существует, но она очень быстро меняется и поэтому глобально ее придерживаться не стоит. Можно добавлять в нюансах модные оттенки — не более того. При этом другие цвета не перестают быть актуальными. Сейчас, как мне кажется, в выбор цвета закладывается слишком много символизма, большую роль играют события, происходящие в мире.
О моде на цвет обычно говорят и известные бренды, представляя актуальные на сегодняшний день оттенки в своих коллекциях и на стендах, на выставках начинает преобладать определенная цветовая гамма. Кроме того, новые цветовые предпочтения мы можем наблюдать в недавно опубликованных интерьерах.
ДИАНА БАЛАШОВА: Ежегодно трендсеттерские агентства назначают цвет года. Агентств много, соответственно цвет года у всех свой. Информацию о трендах покупают производители одежды, отделочных материалов и мебели. И корректируют свои производственные планы под тренды.
Решения о цвете года принимаются на основе исследований настроения общества — то есть на выбор цвета влияет политическая и социальная ситуация, уличная мода, настроение в соцсетях, литература, кино, музыка и все, что происходит в мире.
Какие цветовые сочетания сейчас на пике популярности?
СТЕПАН БУГАЕВ: Сейчас на пике популярности терракота, фисташка, в целом сложные оттенки и их сочетания. Открытые яркие цвета сейчас уходят на второй план. Сочетания ахроматических цветов (оттенки серого, темного) сейчас тоже популярны. Достаточно большую популярность набрали также пыльные природные оттенки. Теплый- бежевый, имбирный и медовые оттенки, бархатный — зеленый и др.
Также я бы отметил горчично-желтый/оранжевый/терракотовый в сочетании с синим индиго. Неоновый розовый в сочетании с изумрудно-зеленым. И «припыленные» землистые оттенки.
Дизайнерам интерьера важно быть в курсе цветовых трендов и предлагать своим клиентам варианты, о которых те даже, порой, и подумать не могли. В нашей студии мы обычно так и поступаем.
ДИАНА БАЛАШОВА: Сейчас самый трендовые цвета в интерьере — терракота и плотный бежевый, что-то между бежевым и верблюжьим цветом. Это уютные, добрые оттенки. Думаю, что и в следующем сезона снова будут актуальны цвета эмпатичные. Не бордовый, ничего кислотного, агрессивного и ядовитого.
Также стоит помнить, что есть трендовые цвета, а есть популярные. И популярны, конечно, по-прежнему светлый беж и серый. Но мне кажется, что это выбор, как говорится, «по умолчанию» — просто чтобы сильно не заморачиваться и не рисковать, так сказать, идти по простому пути и действовать наверняка.
Как цвет влияет на восприятие интерьера?
СТЕПАН БУГАЕВ: Каждый цвет воспринимается мозгом и нервной системой по-разному и вызывает разные эмоции. Есть цвета, которые благоприятно влияют на психику человека, а есть, которые не очень. Некоторые цветовые решения могут сделать интерьер приятным и спокойным, другие, наоборот, — бодрящим или даже агрессивным. Например, эксцентричные, яркие цвета позволят человеку чувствовать себя бодрым и энергичным, а теплые бежевые тона будут оказывать успокаивающее действие.
Цвет имеет непосредственное влияние на восприятие интерьера. Он может работать не только как психологический аспект (успокаивать, бодрить, тревожить — все, о чем мы говорили раньше), но и служить для дизайнера рабочим инструментом в создании композиции. С помощью цвета можно визуально расширить или уменьшить пространство, изменить пропорции, выделить акцент или сделать громкое стилистическое заявление. Например, холодные и светлые оттенки способны зрительно сделать помещение больше, а если вам, например, хочется визуально прибавить высоты, то можно выкрасить стены в темный цвет, а потолок оставить светлым.
Выбор цвета один из важных факторов, который играет важную роль при создании интерьера. Правильно подобранный цвет может объединить обстановку, связать между собой различные материалы и отделку. Цвет во многом зависит от освещения, это обязательно нужно учитывать при создании интерьера.
ДИАНА БАЛАШОВА: Цвет — это самое важное выразительное средство. Вспомним, как мы выбираем одежду… Да и не только одежду — все, что угодно, мы выбираем, прежде всего, по цвету. Цвет создает настроение, меняет объем помещения, разгоняет хандру, успокаивает и вдохновляет. Цвет — наше все!
Розовый и барбикор: как долго задержится этот тренд (или это вообще не тренд?)
СТЕПАН БУГАЕВ: Не думаю, что розовый и барбикор стал трендом, это скорее бурная позитивная реакция на фильм про Барби. Точечно, возможно, кому-то захочется превратить свою квартиру в розовое безумие, но пока сложно представить, что розовый будет править миром.
Если все же говорить о барбикоре как о тренде, то он так же быстро уйдет, как и пришел. Такие всплески трендов очень скоротечны. Они поглощают все аспекты жизни (интерьер, одежда, бытовые предметы и тд), и человек очень быстро от них устает. Он очень активно и агрессивно появился и носит массовый характер. В интерьер, я думаю, не стоит активно его внедрять, так как эта мода скоро закончится, а розовая комната останется. Но, все же, я бы не стал называть барбикор трендом, он больше похож на косплей.
И напоследок, гесколько практических советов для тех, кто собирается делать ремонт: как изменить пространство с помощью цвета?
СТЕПАН БУГАЕВ:
Сделайте темный пол и светлые стены, поставьте на светлом фоне акцентную мебель, выделите нижнюю часть стен цветом, контрастным по отношению к фоновому, сделайте акцентную стену.
Цветом можно сделать потолок визуально ниже, если выкрасить его в цвет (любой), который будет сильно контрастировать со стенами. Но если потолок сделать такого же цвета как стены (тут любой оттенок подойдет), то визуально потолок будет смотреться выше, так как стирается граница между стеной и потолком.
Цвет можно использовать для акцентов. Например, сделать цветной потолок, цветные оконные или дверные откосы, цветные окна, двери, радиаторы, геометрические рисунки на стенах. Если не хочется делать яркий интерьер, но хочется, чтобы была возможность менять его настроение, лучшим вариантом будет вкрапление цвета в небольшие предметы декора, текстиля и малогабаритной мебели.
При помощи цвета можно визуально зонировать одно большое пространство. И тут подразумевается не только покраска стен, но и использование цвета в других настенных/напольных материалах, мебельных конструкциях, декоративных перегородках и тд.
Легче всего преображаются с помощью цвета интерьеры с нейтральными белыми или серыми оттенками отделки. Достаточно изменить текстиль, переобить мебель — и ваш интерьер заиграет новыми красками! Куда сложнее переделать интерьер, в котором изначально преобладал какой-нибудь активный цвет. Здесь может помочь новая покраска стен, полная замена текстиля или мебели.
Узнать больше о дизайне интерьера можно на независимом фестивале креативных индустрий G8 на Хлебзаводе в Москве. В этом году конференция пройдет 15 сентября. В программе — лекции экспертов в области дизайна: Степана Бугаева, Дианы Балашовой, Сергея Бахарева, Татьяны Безверхой.