Сначала небольшой экскурс в историю: панельные пятиэтажки, на которые мы сегодня смотрим так пренебрежительно, — одна из самых ярких примет «оттепели» шестидесятых годов. До середины пятидесятых массовое жилье в стране не строили, граждане страны победившего социализма жили в бараках и коммуналках. Из этих бараков и «вороньих слободок» народ и начал переезжать в хрущевки. Это были не просто дома, а крупнейший социальный проект, и у него был не один автор.
По легенде, высотой потолка 2 метра 48 сантиметров жители хрущевок обязаны французскому архитектору Шарлю Ле Корбюзье (Le Corbusier) — он обозначил эту цифру как минимум для существования человека.
В СССР Ле Корбюзье удалось построить только одно здание, дом Центросоюза, после чего он был изгнан не только из страны, но и из советских учебников по архитектуре, но его влияние на архитектуру «оттепели» видно невооруженным глазом: железобетонные панели, плоские крыши, отсутствие декора — все это идеи французского гения.
Схема производства массового жилья, использованная при строительстве хрущевок, тоже французская. После войны в СССР трижды приезжал создатель панельного домостроения Раймон Камю. У компании Camus и купили схему производства массового жилья, которую советские архитекторы потом переработали.
У советских хрущевок были и другие «отцы» — перспективы строительства массового жилья для рабочих разрабатывали немецкие архитекторы, приехавшие в СССР в начале тридцатых годов. Все они были «большие коммунисты, чем сами русские», мечтали переселить советских людей в светлые современные города и сделали ряд проектов, которые так и не были реализованы. Стране в тот момент нужны были военные заводы, а люди могли и подождать.
Сейчас хрущевки активно сносят, чтобы на их месте возвести башни в 16, 20, 25 этажей и даже выше, и жителям приходится прощаться не только с маленькими квартирками в потемневших от времени пятиэтажках, но и с уютными зелеными двориками, палисадниками, в которых любители разводили розы и фуксии, то есть с привычным образом жизни.
Некоторым пятиэтажкам все-таки удается уцелеть: обычно это кирпичные дома, более крепкие и основательные, чем панельные, но с теми же данными: квартиры в них небольшие, кухни тесные, пять-шесть квадратов. Но многие архитекторы считают, что эти квартиры вполне возможно превратить в комфортное современное жилье. Посмотрите, как выглядит кухня в квартире-студии в городе Находка: однокомнатная хрущевка обрела новую жизнь благодаря проекту московского архитектурного бюро КОDD. Кухня здесь хоть и маленькая, но функциональная.
Площадь квартиры-студии — 33 квадратных метра, и рассчитана она на одного человека или супружескую пару. Пространство рассчитано до мелочей, случайных предметов в нем нет. Обеденный и рабочий столы, например, могут объединяться и принять 5–6 гостей. Как тут не вспомнить, что в советское время в случае прихода гостей снимали с петель дверь, она выступала в роли запасной столешницы.
Самый простой способ избавиться от тесноты в пятиметровой кухне — полностью убрать стену между кухней и комнатой. К сожалению, в «панельках» обычно все поперечные стены несущие, и демонтировать их нельзя. В поздних сериях панельных домов проектировщики предусматривали дверной проем между кухней и комнатой, но прежде чем его открыть, нужно согласовать переделку.
В кирпичных хрущевках стена между кухней и комнатой может быть не несущей, но чтобы ее снести, газовую плиту придется заменить на электрическую. И это тоже потребует согласования. Оставить газовую плиту не получится: по закону плотно закрывающиеся двери должны спасти соседних жильцов в случае утечки газа.
Эта квартира предназначена для сдачи в аренду, поэтому кухня здесь максимально лаконичная. От верхних шкафов дизайнер решила отказаться, чтобы визуально приподнять потолок.
Обстановка квартиры-студии собрана из старых, поживших вещей, которые были отреставрированы, перекрашены и перетянуты. Многие из них ровесники хрущевки.
Типовые панельки строили не только в Москве, но и во всех республиках Советского Союза. В трехкомнатной квартире, которая находится в спальном районе Алма-Аты, дизайнер смогла выжать максимум из исходных данных.
Проем между кухней и гостиной дизайнер увеличила, установила в нем распашные двери (это позволило оставить газовую плиту), для хранения кухонных принадлежностей спроектировала большой шкаф. А обеденный стол перенесла в гостиную. Зачем тесниться на кухне?