Винтажные ковры давно уже не ассоциируются с чем-то из «бабушкиного» дома. Это редкий предмет, который помогает выстроить композицию, добавляя в интерьер тепло и уют. Для многих поиск и покупка старинных вещей — не просто способ украсить интерьер, а настоящая страсть.
В случае с винтажными коврами антикварный рынок предлагает больший выбор достойных экземпляров, нежели современные бренды. Причина кроется в индустриализации: в странах с богатой историей ковроткачества это ремесло уходит в прошлое, а производство сопоставимых вещей на мануфактуре окупить сложно. Поэтому винтажные ковры часто стоят меньше новых аналогов, при этом выглядят более привлекательно и аутентично. При должном уходе изделие возрастом в 40-50 лет может прослужить еще не одно столетие, при этом время придаст ему благородства.
Искусство подбора: турецким килим и дагестанский сумах
Винтажные ковры, будь то произведения туркменских мастеров или турецкие шедевры, представляет собой наследие кочевых племен. Эти шерстяные вещи, созданные руками местных мастеров, сопровождали своих владельцев всю жизнь и служили защитой от несчастий и зловредных духов. А еще они были были напольным покрытием, держали стены юрты, хранили одежду и провиант, столовые приборы, а также воплощали процветание семьи в потрясающих узорах. Ткали кочевники и безворсовые ковры, которые украшали сложными орнаментами. Коллекционную ценность изделиям добавляет и то, что эти орнаменты дважды не повторяли.
В Турции и Армении можно встретить килимы — это безворсовые ковры. Килим тонкий, выглядит с оборотной стороны так же как с лицевой. В Дагестане и Азербайджане царит слава сумахов. Они также с легкостью завораживают своей гладкостью, а с изнанки подчеркивают свою нежность и мягкость длинными нитями.
В зависимости от места производства, менялся и окрас пряжи, пигменты для которого мастера получали из местных растений. Например, красный — из корня марены, кожуры мака, вишни и граната, а где-то из насекомого кошениль. Зеленый — из листьев грецкого ореха или оливы. Эти традиции настолько прочны, что даже в начале ХХ века в некоторых восточных странах за использование искусственных красителей могли отрубить руку. А еще на редких коврах можно встретить «абраш» — небольшое изменение цвета пряжи в определенной части полотна, что доказывает штучное кустарное производство.
Где найти
Искать винтажные ковры — это, пожалуй, одно из удовольствий, которое стоит сочетать с путешествиями. Здесь важно умение вступать в диалог с местными жителями, заводить беседы с хозяевами антикварных лавок, найти общий язык. В большинстве случаев после приятной беседы, они показывают свои самые ценные артефакты. Но следует помнить, что не вы выбираете ковер, а хозяин лавки выбирает, что предложить именно вам. Так можно найти, например, редкие килимы в Турции. В этом регионе было больше всего кочевых ремесленников, некоторые из них продолжают свое дело до сих пор.
В небольшой деревне в Турции мы познакомились с хозяином винтажной лавки, местным торговцем. Нам приглянулись несколько антикварных джиджимов — это разновидность килима с кропотливой и утонченной вышивкой по нему. Часто их использовали не как ковер, а как настенный декор. Найти их — удача для коллекционера. Хозяин лавки, узнав нас поближе, согласился дать щедрую скидку, если взамен мы поможем продать несколько ковров туристам, не владеющим ни турецким, ни английским. За пару дней этого необычного сотрудничества мы нашли новых хозяев для нескольких ковров и встретили интересных людей.
Стоит помнить о предусмотрительности. Чтобы не купить подделку шелкового ковра или чтобы вам не соврали про возраст и происхождение шерстяного, стоит искать дилеров через рекомендации. Это могут быть знакомые или опытные коллекционеры. Таким образом, и вероятность обрести редкий предмет значительно возрастает.
«Среди наших друзей есть коллекционер и торговец коврами по имени Чингиз. В его закромах хранятся настоящие сокровища. Например, антикварные килимы с серебряными нитями, найти такие не просто. В 1980-е годы у него не раз покупал Рудольф Нуреев, настолько любивший эти вещи, что его надгробие выполнено в виде ковра. У Чингиза был собственный штат ткачих, и однажды он выполнял заказ на дворцовый ковер в Кувейте, занимающий 167 квадратных метров, весом две тонны. Этот монументальный шедевр был воплощен в реальность благодаря труду 23 мастериц, которые вложили в него почти два года своего искусства. А в один прекрасный день, уже мы помогали Чингизу — спасали его ковры от моли, перебирали и мыли их», — рассказывает совладелица Carpet Hauser Анна Перец.
Редкий и антикварный ковер можно отыскать и на аукционах. Здесь появляются уникальные произведения искусства, иногда стоящие целое состояние, и варианты по демократичным ценам. В пресс-службе платформы для продажи и покупки винтажных и антикварных предметов «АртСреда» нам рассказали, что аукционные дома отбирают для торгов лишь изделия высочайшего качества, с известным провенансом. А в последнее время условием для участия в аукционе в высоком сегменте стало наличие экспертизы о подлинности. Поэтому риск купить подделку таким способом для будущих владельцев практически исключен.
Если вы приобретаете ковер для интерьера в том же регионе, где проживаете, не стесняйтесь попросить продавца привезти его на примерку. Хороший продавец всегда согласится сделать это бесплатно, ведь красота и особенности ковра полностью раскрываются именно в доме.
На что обратить внимание
Винтажный коллекционный ковер — это всегда изделие ручной работы, неповторимое и уникальное. В основе создания таких вещей лежат многовековые традиции и кропотливый труд. Чтобы понять, что перед вами аутентичный ковер, килим или сумах, взгляните на бахрому. У сотканных вручную ковров она является естественной нитью основы, его продолжением. У фабричных экземпляров или подделок бахрома пришита к краю и только имитирует натуральную. А еще ковер ручной работы никогда не будет идеальным и симметричным.
Как ухаживать
Хотя винтажные ковры являются коллекционными предметами, любоваться ими как музейными артефактами не нужно. Наоборот, это функциональный предмет интерьера, он любит, когда по нему ходят. Для его чистки используется обычный пылесос, но ни в коем случае не с турбощеткой, она его травмирует. И старинный ковер любит когда его моют, раз в год-два, только отдавайте его профессионалам. А если таких рядом нет, используйте холодную воду, очень мягкую щетку и мыло без отдушек. При правильном уходе даже антиквариат может прослужить еще 100-150 лет.