Подделки в искусстве: как коллекционеру сделать правильный выбор
Фото
Legion Media

Эксперт по графике, преподаватель Школы Masters, кандидат искусствоведения, эксперт МК РФ. Начальник отдела научных проектов Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М.Третьякова.

Сайт Школы Masters

Как понять, что перед вами подделка?

Для начала стоит уточнить, что мы подразумеваем под словом «подделка». В профессиональном словаре этим термином обозначается картина, изначально созданная с целью фальсификации. Таких произведений, к сожалению, меньшинство. К сожалению, именно потому, что определять такие «шедевры» проще: между фальсификатором и настоящим автором возникает временной разрыв, а это существенно влияет на выбор используемых художественных материалов и сами приемы работы.

Подавляющее большинство подделок на самом деле изначально подлинные произведения малоизвестных авторов, в процессе бытования приобретающие фальшивую подпись своих более знаменитых и потому коммерчески привлекательных современников. Поэтому определение подлинности — процесс, требующий весьма специфических знаний и оборудования, и конечно наиболее полноценно провести экспертизу сможет только эксперт-искусствовед, специализирующийся на творчестве конкретного автора. 

Подделки в искусстве: как коллекционеру сделать правильный выбор
Фото
Midjourney

Однако, в любом случае профессиональная экспертиза строится на научном подходе, принципах проверяемости, достоверности и достаточности, и в этом смысле первоначальный сравнительный анализ сможет провести и любитель. Что это значит? Для начала стоит изучить «эталонный ряд»: познакомиться с произведениями интересующего художника, находящимися в музейных собраниях (очень важно, делать это не в Интернете, так как фотографии во Всемирной сети могут быть щедро разбавлены сомнительными вещами из частных собраний, а, кроме того, любительская съемка искажает колорит и авторскую фактуру, на которые обязательно стоит обратить внимание, рассматривая полотна в музее). 

Хорошим инструментом станет знание биографии мастера, когда и какие модели/сюжеты/ виды каких мест известны искусствоведам. В этом могут помочь библиотечные издания и каталоги персональных выставок. В связи с обилием факторов и параметров, невозможно сформулировать единый список признаков «чек-лист подлинник или подделка?», руководствуясь которым можно будет хотя бы с 60% успехом определять фальшивки. Хотя, конечно, в мире развивающегося искусственного интеллекта подобные алгоритмы периодически будоражат воображение людей, пострадавших от рук поддельщиков или некачественно проведенной экспертизы, но пока что машины проигрывают человеческому фактору. Увы или к счастью?

Подделки в искусстве: как коллекционеру сделать правильный выбор
Фото
Midjourney

О подделках современного искусства  

 Есть присказка, на мой вкус, идеально подходящая в качестве ответа на этот вопрос: «с тех пор как финикийцы придумали деньги, подделывают абсолютно все». Это действительно так. Если материальные и трудозатраты на воспроизводство предмета меньше, чем потенциальная цена реализации — это будут подделывать. А так как в реальности очень сложно доказать именно факт фальсификации или мошенничества с произведением искусства, и лишь самые громкие дела и большие суммы становятся предметом расследований, поддельщиков мало сдерживает страх быть пойманными на подделках даже ныне живущих современников, которые могут от первого лица опровергнуть подлинность произведения.

Подделки в искусстве: как коллекционеру сделать правильный выбор
Фото
Midjourney

Рынок подделок: пик и упадок

Спрос рождает предложение. Пиковые моменты связаны чаще всего с интересом к автору или теме: к примеру, публикации искусствоведческих открытий, крупные выставочные проекты, или события, которые находят отражение в моде и во вкусе публики. Все это означает, что не только коллекционеры будут искать пополнения своего собрания, но и люди, до этого остававшиеся в стороне от художественного рынка, могут становиться покупателями, украшать интерьеры, делать дорогие подарки. 

Я думаю, что рынок подделок только увеличивается в масштабах, потому что неизвестно как заканчивают свое существование выявленные подделки. Скорее всего они продолжают храниться в темных углах, набираются «патины» времени, поддерживая надежды своих хозяев однажды оправдать вложенные в них финансы. А вот легкость реализации подделки с течением времени становится все меньше и меньше. Заплатившие за науку из собственного кошелька коллекционеры и дилеры все меньше верят в легенды большого города и предпочитают проверять каждое произведение искусства, а от определенной суммы еще и перепроверять у нескольких смежных специалистов. Справедливо полагая, что лучше потратить существенную сумму рублей на экспертизу и химическое исследование состава пигментов, чем потенциально выкинуть еще более существенную сумму долларов.

Подделки в искусстве: как коллекционеру сделать правильный выбор
Фото
Midjourney

Произведения, которые подделывают чаще всего

 В 2014 году Женевский Институт Экспертизы Изобразительного Искусства (FIEI) опубликовал отчет, в котором утверждалось, что как минимум половина мирового арт рынка составляют подделки. Опыт на российском рынке подтверждает эти цифры. Несмотря на некоторую ротацию год от года, первенство в этом списке на протяжении многих лет делился между произведениями Константина Коровина, Ивана Шишкина, Исаака Левитана и Ивана Айвазовского.

Подделки в искусстве: как коллекционеру сделать правильный выбор
Константин Коровин. «Гурзуф», 1914.

При этом каждого из них подделывают по-своему. Часть участвующих в рынке картин Константина Алексеевича Коровина, на проверку оказываются произведениями его менее известного, но талантливого сына. Подпись И.Шишкина ставят на картины немецких мастеров дрезденской школы живописи, которые сами по себе достаточно популярны на родине, но в России продаются плохо. А фамилиями Левитана и Айвазовского подписываются многочисленные «зеленые» и морские пейзажи соответственно.

Неаполитанский залив утром, 1893 год.
Иван Айвазовский. «Неаполитанский залив утром», 1893 год.
Фото
архивы пресс-служб

Любят подделывать узнаваемые и «простые» вещи. Супрематизм долгое время тоже лидировал, и если классиков подделывают профессиональные художники, знающие ремесло, то коммерческий успех Малевича и соратников не дает покоя амбициозным любителям, которые «тоже так могут».

Малевич, Абрамович и другие авангардисты на выставке в Москве (фото 7)
Казимир Малевич. «Три фигуры в поле», 1928–1930. Холст, масло. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро.
Фото
архивы пресс-служб

О самых ярких примерах подделок 

Наверное, самым громким делом о подделках остается история Ван Мегерена, который создал «недостающие» в творческой биографии Вермеера библийские полотна. После окончания второй мировой войны голландские власти предъявили ему обвинение в продаже национального культурного достояния, и Ван Мегерену грозил серьезный тюремный срок. Однако после двухнедельного заключения он заявил, что на самом деле проданная Герингу картина, как и некоторые другие известные «Вермееры», являются подделками его авторства. Общественное и экспертное сообщество усомнилось в таком признании, настолько хороши и убедительны были произведения Ван Мегерена. Для того, чтобы оправдаться ему пришлось под наблюдением стражи написать очередного «Вермеера», так появилась последняя картина — «Молодой Христос, проповедующий в храме». Несмотря на значимость сумм, за которые продавались его «фальшивки», за подделку произведений искусства художник был приговорен всего к году заключения.

Подделки в искусстве: как коллекционеру сделать правильный выбор
Ван Мегерен в 1945 году пишет картину «Иисус среди книжников» для судебного эксперимента.
Фото
wikipedia.org

В текущем моменте, на отечественном рынке продолжает курсировать большая серия подделок русского авангарда. Картины самых разных первых имен ХХ века выполнены одной рукой, представляют из себя ненатянутые на подрамник загрязненные холсты с всевозможными печатями и штампами. Попадались даже фальсифицированные нацистские штампы, с легендой о спасении полотна от уничтожения.

Но подавляющее большинство «подделок» это те самые ошибочно атрибутированные произведения малоизвестных художников, но не они конечно становятся «яркими» примерами работы эксперта.  Это длительная научная работа и сбор эталонного материала по всем видам исследований, которые потом позволяют принимать аргументированные решения о принадлежности произведения кисти указанного автора.

Сознательные подделки, как правило, выявляются на банальных несоответствиях: например, изображен швейцарский пейзаж, и указана дата — 1905 год, когда доподлинно известно, что мастер побывал в Альпах впервые только в 1908 году. Или при исследовании рентгенограмм выявляется нижележащая надпись «Мир! Труд…», указывающая на то, что поддельщик разрезал на части и перегрунтовал старый транспарант, а сверху написал натюрморт, претендующий на работу русской эмигрантки.

Подделки в искусстве: как коллекционеру сделать правильный выбор
Фото
Midjourney

Как не купить подделку?  

  • Собирайте то, что вам нравится. Без эмоциональной составляющей и удовольствия от созерцания произведения искусства не возможен ни один коллекционер. Если сложно определиться с выбором направления или стиля, отправляйтесь в музеи, почитайте книги и статьи об искусстве.

  • Уже определившись, потратьте время на углубление знаний по теме, насмотренность и внимание к деталям могут уберечь вас от лишних трат и импульсивных покупок.

  • Тщательно осматривайте понравившееся произведение при хорошем освещении и никогда не торопитесь с покупкой, даже если на этом настаивает продавец! Обратите внимание на начертание подписи или ее транскрипцию, сопоставьте датировку с известными вам фактами биографии. Перепроверяйте все легенды и провенансы фактами.

  • Не покупайте дорогих художников дешево. Безусловно, найти шедевр можно и на блошином рынке, некоторые коллекционеры с удовольствием рассказывают истории как нашли жемчужины своих собраний буквально на помойках при зачистках недвижимости наследниками или расформировании мастерской, но для этого нужно иметь насмотренный «глаз» и бесконечную удачу. Надеясь только на такую колоссальную удачу и польстившись на низкую цену шедевра, вы вероятнее всего приобретете подделку. 

Подделки в искусстве: как коллекционеру сделать правильный выбор
Фото
Midjourney

Если все же случилось ошибиться, дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, где была совершена покупка. Как правило, большие антикварные галереи, аукционные дома и крупные дилеры дорожат своей репутацией, и потому заручившись документами, опровергающими подлинность, вы сможете рассчитывать на компенсацию. Исключение составляют случаи, когда предмет был выставлен на продажу с предполагаемым авторством. Соглашаясь на такую покупку, вы как покупатель принимаете на себя риски, что предположение может не оправдаться.

Совсем другая история, если вы совершили покупку «с рук», или частая схема реализации подделок, уже известных рынку, в залог или расплатой за долги. Шанс вернуть свои вложения при такой покупке минимальный. Что дальше делать с произведением — на усмотрение пострадавшего. К примеру, если на картине поддельная только подпись, а имя настоящего автора просто затеряно в истории, можно отреставрировать полотно и оформить как работу неизвестного художника (вспомним первый совет — покупайте только то, что нравится, тогда даже без громкого имени вы сможете любоваться искусством). 

Подделки в искусстве: как коллекционеру сделать правильный выбор
Фото
Legoin Media