Сегодня синий — один из самых популярных и любимых цветов у европейцев. И это не только личные наблюдения, но и данные социологических исследований. Он присутствует в тканях, одежде, декоративно-прикладном искусстве, интерьерах. По сути, это единственных цвет, который не вызывает противоречивых эмоций у подавляющего большинства людей.
Удивительно, но так было не всегда. Если оглянуться, окажется, что фаворит XXI века длительное время находился на «обочине» цветовой системы. В наскальных изображениях синий отсутствует полностью, в античной Греции этот цвет совсем не ценился, а в Древнем Риме считался мрачным и варварским. «Лучшими красками» римляне считали белую, черную, красную и желтую.
Синий знали и регулярно использовали египтяне и народы Ближнего и Среднего Востока. Первые верили, что он отгоняет злых духов и изготавливали искусственную синюю краску из медных опилок, окрашенных с песком и поташем. Вторые пользовались индиго — красителем, который добывали из листьев индигоноски, растения, которое в Европе не встречается. У Римлян азиатский индиго считался дорогим, они изредка и неохотно пользовались медной лазурью — нестойкими тусклым красителем.
В Европе должное синему цвету отдавали только кельты и германцы. Чтобы спугнуть врагов, они окрашивали свою одежду и волосы соком вайды.
Триумфальное шествие синего началось на рубеже первого и второго тысячелетия. Сначала художники стали использовать синий цвет в мозаике и для прорисовки фона в миниатюрах, затем синий появился на гербах и в одежде. А дальше, что закономерно, в образе Девы Марии.
Иконографический культ синего цвета сыграл важную роль: цвет-аутсайдер стал ассоциироваться с такими понятиями, как радость и спокойствие. Художники начали обращаться к синему чаще — и мода на него распространилась в обществе. Синий стал появляться в текстиле (спасибо красильщикам и промышленному культивированию вайды) и декоративно-прикладном искусстве, потеснив активный и праздничный красный цвет.
В следующие века любовь к синему только усиливалась. Одни художники продолжали включать его в свою палитру, но дозированно: синий пигмент добывался из минерала ляпис-лазурит и был очень дорогим. Другие — без устали искали более демократичные альтернативы: так сначала появилась берлинская лазурь, а потом и ставший невероятно популярным индиго. Особенно виртуозно с синим цветом работали голландские мастера. Помните работы Вермеера?
Во второй половине ХVII века открытый Ньютоном цветовой спектр окончательно уравнял синий цвет с красным и желтым: вместе они заняли центральное место в цветовом круге. Синий стал любимым цветом художников, поэтов (вспомним Гете и синий фрак Вертера) и проник в повседневную жизнь людей.
На Западе синие тона в одежде встречаются повсеместно: этот цвет не отталкивает и не утомляет. Те же голландцы красят в синий фасады домов, а скандинавы и англичане — стены в интерьере.
Один из моих любимых оттенков синего в палитре Farrow&Ball — Hague Blue, или «Гаагский голубой». Этот темно-синий оттенок с зеленым подтоном отлично работает и на фасаде дома, и в спальне (даже маленькой или темной), и в комнате подростка. А еще дружит с желтым и белым, пыльным розовым и зеленым. Также это идеальный оттенок для искусства: графика и живописные полотна на его фоне смотрятся отлично. Да, краска по-разному ведет себя при естественном и искусственном освещении, но между тем всегда сохраняет свою глубину и характер. Многие согласятся, что Hague Blue — не просто оттенок, а настроение. Спокойное, позитивное и мечтательное.
На мой взгляд, есть веские причины, почему синий пользуется такой большой популярностью у дизайнеров. Во-первых, он универсален: работать с ним можно как в экстерьере, так и интерьере. Во-вторых, диапазон оттенков достаточно широк — найти подходящий по силам каждому. И в-третьих, в отличие от красного или желтого, синий — это цвет, который не утомляет. Он считается нейтральным цветом, но не таким тривиальным, как например, бежевый.
Алексей Елисеев, специалист по колористике, компания Manders