Тогда же, собственно, возникла идея использовать эту технику в отделке помещений. О том, как это делали раньше и как делают сейчас, рассказывает декоратор Кирилл Истомин.
Идея №1. Мягкая обивка стен
Принято считать, что мягкая обивка стен придает интерьерам женственный характер, а потому больше подходит для оформления спален и будуаров. Но стоит сменить диагональный рисунок стежки на прямоугольные членения, как образ меняется. Стены курительной комнаты в доме парфюмерного магната Жан-Пьера Герлена известный декоратор Жан-Мишель Франк обил желто-коричневой кожей оленя (в отличие от ткани она не так сильно впитывает запахи). Обивка превращает комнату в шкатулку. Она словно обволакивает пространство, переходя с одной стены на другую (обтянуты даже дверные проемы).
Пентхаус архитектора Харви Веста, Лондон. Этот интерьер оформлен в технике, которую изобрели французские мебельщики в XIX веке. Они первыми стали делать обивку на пухлой подкладке, перетянутой шнурами и пуговицами-фиксаторами. Такая обивка получила название «капитоне» (от франц. capitonner — «обивать мебель»). Удивительно, до чего современно выглядит этот пентхаус. Актуальное звучание интерьеру придают две вещи. Во-первых, белая лакированная кожа, ставшая альтернативой бархату и шелку. А во-вторых, подсветка.
Передвижной музей Chanel Mobile Art, архитектор Заха Хадид. В таком павильоне по миру курсирует выставка, посвященная стеганой сумочке на золотой цепочке, созданной великой Мадемуазель более полувека назад. Образ знаменитого аксессуара Заха Хадид передала в интерьере при помощи «капитоне» на стенах.
Спальня в доме Антонии Джачинти и Маурицио Пурификато, Милан. Этот интерьер по духу очень схож с работой Жан-Мишеля Франка. Стена обита стеганой замшей. Того же эффекта можно добиться при помощи отделки стен панелями. Изготовить их довольно просто: на фанеру натягивают мягкую подложку (войлок, поролон и т.п.), накрывают материей, закрепляют ее на тыльной стороне основы при помощи мебельного степлера или гвоздей. Стыки между закрепленными на стене панелями декорируют шнуром и заклепками.
Номер в амстердамском отеле Lute Suites, дизайнер Марсель Вандерс. Тугая «пышнотелая» обивка с активным рельефом создает атмосферу приватности и защищенности. Такое решение смотрится очень эффектно, к тому же обеспечивает хорошую звукоизоляцию (для отеля, согласитесь, важный фактор).
Дом в Париже, архитектор Стивен Райан. Это, так сказать, облегченная версия «капитоне» в интерьере. Поверхности практически плоские. В них нет глубины и ощущения «мягкой подушки». Во-первых, подкладка тонка, а во-вторых, пуговицы не соединены между собой ни шнурами, ни швами. Впрочем, в данном случае этого и не требовалось.
Времена Второй империи во Франции ознаменовал расцвет декораторского искусства. В это время техника «капитоне» обрела необычайную популярность. Использовалась она в производстве мебели и в отделке помещений. Причем не только в домах. Вагон поезда, оформленный для супруги Наполеона III Императрицы Евгении (1826–1920) (на фото внизу), больше похож на дамский будуар.
Дом в Париже, декоратор Бруно Дежузер. Для фиксации подкладки чаще всего используются гвозди с латунными шляпками или пуговицы, обтянутые той же тканью, из которой сделана обивка. В новых мебельных коллекциях эту роль часто выполняют стразы. К чему я все это говорю? К тому, что очарование этого интерьера для меня состоит именно в пуговицах. Обтянутые ярко-красной тканью, они расставляют точечные ритмичные акценты, переходят со стены на покрывало и растворяются в канте. Стеганые стены здесь не производят давящего впечатления. Они создают женственный, игривый и удивительно воздушный образ.