ФИЛИП НИКСОН, БЮРО PHILIP NIXON DESIGN
В ландшафтном дизайне в моде скромность! Тенденция такова: проекты становятся менее претенциозными, замысловатыми и более понятными, близкими к природе. Если говорить о флоре, внимание приковано скорее к форме, чем к палитре. Гораздо больше, чем цвет, дизайнеров сегодня занимают нюансы: какая тень падает от выбранного дерева, достаточно ли графичен рисунок его веток? В моде спокойный, однотонный зеленый сад с едва заметными вкраплениями белого или бледно-розового. Кричащие краски — оранжевая, красная и желтая — сейчас неактуальны. А вот садовые сооружения — беседки, скамейки, заборы — наоборот, отличают ультрасовременный, порой даже авангардный дизайн. Уличные павильоны все как один минималистичны. Часто бывает, что дизайнеры вообще отказываются от стен. Они красят голый каркас в контрастный цвет (фото вверху) либо увивают его пышной зеленью. Еще одна отличная идея — открытый очаг. Живой огонь всегда привлекает внимание. А если в вашем саду звучит музыка (динамики легко спрятать в листве), то отсюда и вовсе не захочется уходить.
Чтобы поддержать тему арт-галереи, мы украсили бетонный забор белыми панелями. Они напоминают готовые к работе холсты. Сначала мы хотели на них что-то изобразить, но потом от этой идеи отказались: яркие пятна отвлекали бы внимание от главного — растений. Клумбы с цветущими многолетниками обрамлены стриженым самшитом (Buxus). Живая изгородь слева — разновидность граба (Сarpinus). Дерево с пышной кроной у забора — дёрен мужской (Сornus mas).
Эти массивные цементные кадки напоминают постаменты памятников. Чтобы подчеркнуть монументальность, мы посадили туда миниатюрные вечнозеленые растения. Чем разительнее контраст, тем лучше!
Сначала на месте этого садового кресла (дизайн Рона Арада) мы хотели поставить скульптуру. Однако, поразмыслив, решили, что функциональность должна быть во главе угла. Тем более, когда есть возможность убить сразу двух зайцев: приобрести модный арт-объект и удобную мебель (которая, кстати, не боится солнца и дождя).
План сада, который студия Philip Nixon Design представила на последней ландшафтной выставке в Челси.
Чтобы в саду было интересно гулять, придумайте для него сквозную тему. Лучше это сделать еще на этапе проектирования. Главный мотив поможет собрать все элементы воедино. Они будут нанизываться на центральный стержень, как бусины. Например, этот проект мы назвали «Вернисаж». Гигантские алюминиевые рамы, составляющие каркас садовых павильонов, стали прекрасной окантовкой великолепных пейзажей живой природы. Еще одна «картина» — это зеркало пруда, отражающее небо.
АЛЕКСАНДР ГРИВКО, ЛАНДШАФТНАЯ КОМПАНИЯ IL NATURE
Тенденции в ландшафтном дизайне — вещь условная. В Европе сады живут веками и передаются по наследству вместе с домом, поэтому люди в первую очередь думают не о моде, а о традициях. Дух времени выражается скорее в малых архитектурных формах, скульптуре и цветниках с новыми сортами растений. Недавно во Франции я разбил клумбу из удивительно красивых карликовых гранатов — это достижение генетики, недоступное в былые времена. Что касается России, здесь большинство проектов реализуется на неосвоенных открытых пространствах. (Недвижимость с роскошным многолетним садом — большая редкость, которая не задерживается на рынке.) Это дает владельцу определенную свободу — он может реализовать свои самые смелые идеи. Средний срок, за который современные технологии позволяют разбить полноценный сад с нуля, — один год. Единственное, против чего я активно выступаю, — воровство «старожилов» из леса. Многие, не стесняясь, выкапывают там высоченные ели и сажают их вдоль забора — это дурной тон, варварство. К тому же, наносит непоправимый вред нашей и без того далекой от идеала экологии. Практически 50% таких деревьев гибнет, их корневая система, не привыкшая к пересадкам, просто не выдерживает «переезд».
Вдоль дорожки, выложенной песчаником, посажены луковичные растения. Гибридные яблони (Malus hybrida) с пышными кудрявыми кронами дают не только нежные белые цветы, но и тонкий аромат, который ощущаешь всякий раз, когда идешь по этому зеленому коридору. Такой сад не требует сложного ухода, лишь по достижении определенного возраста необходимо проводить санитарную обрезку деревьев.
Созерцание воды придает силы и снимает стресс. Этот декоративный пруд окружен живописным разнотравьем — в частности хостой гибридной (Hosta hybride) и фалярисом тростниковым (Phalaris arundinacea).
В наших широтах с затяжной зимой очень важна архитектура сада. Я говорю о рисунке, который создают оголенные стволы и ветви деревьев и кустарников. К вашим услугам достижения топиарного искусства (в питомниках IL NATURE можно найти самые разные варианты фигурной стрижки). На фото слева — французская скульптура ангела в окружении формованной липы мелколистной (Tilia cordata).
Мезаллея из вишни кустарниковой (Prunus fruticosa). Слева — каштан конский обыкновенный (Aesculus hippocastsnum). Дорожка выложена брусчаткой. Как правило, сад разбивают на несколько зон, так называемых зеленых комнат, моделируемых группами растений. Такая извилистая тропинка станет эффектным переходом из одной «комнаты» в другую.
ДАЙРМЬЮД ГЕВИН, ЛАНДШАФТНОЕ БЮРО DIARMUID GAVIN DESIGN
Сегодня дизайнеры предпочитают зрелищные проекты классическим, выверенным. Хотя некоторые боятся делать самостоятельные шаги и работают исключительно в жестких рамках традиционных школ — французской, исламской, японской, английской... В результате мы видим причесанные под одну гребенку сады, глядя на которые и не поймешь, в каком уголке земного шара они разбиты. Но я думаю, эта стагнация временная. Она бывает во всех сферах. Зато потом ее сменяет новая волна. Жизнь не стоит на месте. Лично я считаю, будущее — за технологией: уникальными гибридами растений, новыми материалами для мощения и строительства садовых сооружений и, конечно, цифровыми системами, обеспечивающими интерактивный световой режим и скрытую «умную» систему управления садом. Автоматические датчики, расставленные по всему участку, будут не только контролировать его состояние, но и регулярно сообщать хозяину обо всех изменениях, чтобы он мог вовремя вмешаться. Эти элементы в том или ином виде уже существуют, но, соединившись, станут настоящей бомбой!
Беседку всегда имеет смысл ставить рядом с прудом, чтобы у вас была возможность отдохнуть у воды. Я стремился сделать максимально легкую, стеклянную конструкцию — не хотелось перегружать эту часть сада. Потолок беседки обшит туей. Внутри предусмотрена зона отдыха, а также «полевая» кухня, где можно смешивать коктейли и даже жарить мясо. Такой крытый павильон в саду хорош еще и тем, что у вас всегда есть возможность скрыться от дождя и при этом все равно оставаться на природе.
Сердцевина ромашки (внизу) — подстриженный в форме шара кустик самшита (Buxus). Лепестки выложены из каменной мозаики.
Кресла из прозрачного пластика Bubble Chair, дизайн Эро Аарнио, Adelta, свисающие на цепях с потолка открытого павильона, похожи на гигантские мыльные пузыри (внизу). Конструкция прочная — на этих сиденьях можно раскачиваться, как на качелях.
Мне нравятся итальянские сады эпохи Возрождения. Прогулка по ним полна сюрпризов и приключений. Идешь по солнечной поляне и вдруг попадаешь в темный грот, при этом в ушах — громкое журчание фонтанов, на щеках — отскочившие от каменного парапета капли воды, за всем этим наблюдают купидоны и горгульи... Что может быть интереснее! Кто мешает придумывать увлекательные истории сейчас? В этом саду (на фото внизу) я ввел абсолютно во все элементы тему ромашек — их форму повторяет и мощение, и садовая мебель, и даже беседка.
ЭНДИ СТЕРДЖEОН, БЮРО ANDY STURGEON GARDEN & LANDSCAPE DESIGN
Одно из основных направлений в дизайне садов сегодня — это то, что я называю «cовременной классикой»: смешение старых как мир идей и новых технологий. К примеру, аккуратно подстриженный кустарник — классический ход, но в XXI веке топиарии преподносят в совершенно другом ключе, скажем, в сочетании с современной скульптурой или специальным освещением. Блестящую нержавеющую сталь, стекло и стеклопластик сегодня следует использовать очень аккуратно. Дело в том, что эти материалы были популярны в конце 90-х, поэтому, делая на них акцент, вы рискуете получить старомодный сад. Cейчас гораздо более востребованы природные материалы: дерево, камень, керамика. В целом мне приятно, что ландшафтный дизайн приобретает все большее значение во всем мире. Люди идут природе навстречу. Они поняли, что ландшафт может улучшить качество их жизни, и потому стали уделять его обустройству столько же внимания, сколько и дизайну интерьеров.
Сад — это прежде всего кропотливый труд. Чтобы результат получился хорошим, нужно, во-первых, использовать только самые лучшие материалы (сэкономьте на чем-нибудь другом), во-вторых, уделять внимание качеству исполнения работ (в перфекционизме нет ничего плохого). При постоянно меняющейся влажности воздуха и перепадах температур все ошибки дают о себе знать очень быстро: дерево рассыхается и гниет, металл ржавеет, пластик линяет. Чтобы добиться гармонии, нужно держать перед глазами четкий план и ни при каких условиях не отступать от него.
Секрет удачного сада в грамотном использовании пространства, однако нельзя забывать и о деталях. Изюминка этого проекта — похожая на гигантскую вермишель скульптура Together. Благодаря специальным пропиткам ее дубовый гнутый каркас не боится воды. Ярко-лиловые цветы на первом плане — бодяк речной (Cirsium rivulare), синие на заднем плане — шалфей дубравный (Salvia nemorosa).
Сколько бы ни говорили о том, что жить за забором — значит быть оторванным от внешнего мира, люди все равно их ставят. С ними как-то безопаснее! Мы хорошо представляем себе кирпичные ограждения, деревянные, каменные... Предлагаю еще один вариант — забор из медных листов. Выглядит необычно!
План сада, проект Andy Sturgeon Garden & Landscape Design, представленный на ландшафтной выставке в Челси.
Ступеньки и дорожки в этом саду выложены светлыми известняковыми плитами. Вдоль тропинки (внизу) высажены травы-многолетники: анемантеле тростниковидный (Аnemanthele lessoniana) и многорядник полиблефарум (Polystichum polyblepharum). Между ступеньками посажена солейролия ползучая (Soleirolia soleirolii), рядом — стриженый ягодный тис (Taxus baccata).
Классические кованые и деревянные беседки сегодня не так популярны, как современные уличные павильоны. В этом проекте мы решили сделать легкое воздушное строение центром сада, местом сбора гостей. Чтобы людям хотелось сюда приходить, мы предусмотрели стену для мини-выставок. Сейчас там демонстрируются работы Мари-Рут Оды (на фото внизу). Каркас павильона изготовлен из оцинкованной стали. Крыша — из полупрозрачных акриловых листов. Пол и задняя стенка облицованы известняком, так же, как и дорожки в саду.
БАННИ ГИННЕСС, СТУДИЯ BUNNY GUINNESS LANDSCAPE DESIGN
Знаете ли вы, что, по последним статистическим данным, 30% англичан выращивают в своих садах не цветы, а продукты питания? (Для России эта цифра составляет 40%.) А еще 20% здесь же в саду готовят себе ужин на открытой кухне. Это говорит о том, что граница между садом и домом постепенно стирается. Зачем покупать абонемент в спортклуб, когда можно оборудовать тренажерный зал прямо под открытым небом, а рядом вырыть пруд или бассейн? Спа в собственном дворе — что может быть приятнее! Некоторые идут еще дальше и остаются ночевать на улице — в беседке или павильоне со съемной крышей (наша студия готова предложить десяток проектов на выбор). Сад стал главным местом сбора всей семьи. Он уже подменяет собой гостиную. Здесь смотрят фильмы (уличный кинотеатр — очень распространенный ход), общаются (дизайнеры, словно сговорившись, выпускают одну за другой коллекции садовой мебели, которая не боится капризов погоды) и, конечно, танцуют (с современными пропитками настил может прослужить долго). Пожалуй, единственная проблема для вас, русских, — это климат. Мужайтесь — скоро лето!
Если вы отдаете себе отчет в том, что не сможете посвящать много времени уходу за садом, выбирайте неприхотливые растения, не требующие круглогодичной заботы. Поверьте, такие есть. Небрежность будет им только к лицу. В этом участке сада мы работали на контрасте: комбинировали раскидистые кусты со строгими стрижеными.
Никогда нельзя рассматривать сад в отрыве от дома. Это путь в никуда! Ландшафт должен гармонировать с фасадом здания. В данном случае речь шла об очень старом фермерском доме (XIII век) — отсюда геометрическая композиция сада. Ее образуют перекрещенные мощеные дорожки, стриженый кустарник и лаконичная скульптура. Глядя на фото, сразу и не заметишь, что на заднем плане, за живой изгородью, прячется небольшой укромный сад и гараж на две машины. Настоящий рояль в кустах!
Куст плетистой розы (Blairi no. 2) очень живописно смотрится на фоне старинной каменной кладки. Летом в пору буйного цветения от этой картины просто невозможно отвести глаз! У основания стены — стриженые кусты самшита и хвойные карликовые деревья в кадках.
Я не очень люблю клумбы. Гораздо интереснее, когда цветы появляются на вашем пути неожиданно. Допустим, выходишь из дома и натыкаешься на яркие флоксы (слева вверху). Или обнаруживаешь у каменного шара кустик мелколепестника Карвинского (Erigeron karvinskianus).
КРИСТИН БУРРОН, ЛАНДШАФТНОЕ БЮРО GREEN & GRASS
Мы работаем не только во Франции, но и в России, причем не первый год. Поэтому у нас есть возможность сравнивать, что модно здесь и на Западе. Еще пять лет назад русские клиенты хором просили сделать им «Версаль», но сегодня их желания изменились. Они устали от холодной геометрии (которая, безусловно, очень красива, если хорошо сделана) и стали стремиться к естественности. Мы стараемся максимально задействовать потенциал участка — сохраняем типичные для ваших лесов пригорки и лужайки (если такие есть) и ни в коем случае не вырубаем старые деревья. Где вы еще найдете такие потрясающие сосны и ели до небес?! Максимальная высота крупномера, который можно привезти из питомника, — 12 м. В Европе же другая тенденция: владельцы садов, как правило, живут в старинных особняках и, наоборот, хотят свежего дыхания, чего-то яркого и необычного, привлекающего взгляд. Думаю, этим можно объяснить увлечение современным дизайном, особенно если говорить о малых архитектурных формах.
Так выглядит типичный для Франции современный сад (на фото вверху). От улицы его отделяет невысокий бетонный забор, выкрашенный в ярко-красный цвет (кстати, такие контрастные заграждения — один из последних трендов на Западе). Прямо за забором можно обнаружить живую изгородь — тоже не слишком высокую. Внизу, под окнами дома — зона отдыха возле бассейна. Пол выложен светлыми досками, специально пропитанными на случай непогоды. Это место отлично подходит для приема солнечных ванн.
Зону отдыха возле бассейна украшает яркое апельсиновое дерево. На заднем плане — каменная стена. В России часто имитируют такую кладку при помощи искусственного камня. Но она редко выглядит натурально, хотя и стоит очень дорого. Мой совет: используйте природный камень, его в России много, и стоит он не так дорого, как во Франции.
Когда мы впервые оказались на этом участке, то с трудом могли различить очертания дома. В «саду» лет восемьдесят никто ничего не делал, и он превратился в настоящие джунгли. Перед нами стояла сложная, но интересная задача не только аккуратно расчистить территорию (например, трогать высоченные пальмы было бы кощунством!), но и обустроить ее: хозяева просили сделать бассейн, патио, детскую площадку.
Чем разнообразнее палитра, тем лучше. Высаженные рядом деревья с зеленой, желтой и красной листвой (на фото вверху) всегда очень красиво смотрятся. Обращайте внимание на форму ствола — зимой голое дерево играет роль садовой скульптуры. Мы работаем с французскими, голландскими и немецкими питомниками, где постоянно ищем новый интересный материал.