МАЛОУХОДНЫЙ САД
Ландшафтный дизайнер
Тренд на естественность вряд ли когда-то иссякнет — это актуально всегда. Вместе с тем есть стремление к более яркой выраженной геометрии, структурности садовых участков. Архитектурная идея остается первичной, все остальное формируется вокруг нее. Еще в прошлом году я отметила обращение к хорошо забытому старому — в садах появляются огородные, овощные элементы.
Остается тренд на быстрые решения, при этом, что интересно, город поменялся местами с приусадебным участком. Мегаполисы стремятся к природности — появляются новые парки, зеленые пространства задаются с уклоном в естественность, уходят от помпезных цветов и колористических решений. В моде тенистость, воздушность, ветренные дикие травы, романтические образы. А приусадебный участок, напротив, хочет стать «безуходным», максимально концептуальным и суховатым. Часто заказчики просят именно малоуходный сад: газон, вертикальную планировку, закрытие периметра. Другое дело, что со временем и такие сады постепенно обрастают интересными идеями. Часто в проектах я стараюсь дать возможность дальнейшему развитию подобных зон. Стоит привыкнуть к загородной жизни, так сказать, распустить узел офисного галстука, и сад начинает меняться, трансформироваться из просто места отдыха в пространство для самого захватывающего хобби — садоводства, огородничества.
Ландшафтный дизайнер
Малоуходный сад может быть самым разным: для кого-то в это понятие входит газон или клумбы, а для кого-то — теплицы с грядками. Главное — чтобы он дарил людям ощущение спокойствия. Например, очень много сейчас запросов на «плодово-выгодную историю» — сады с фруктовыми деревьями: они и радуют глаз, и дают урожай, и даже напоминают о бабушкином саде из детства, в котором росли самые вкусные на свете яблоки или вишни. Главное — разумные траты на обслуживание сада в будущем.
Те клиенты, которые уже живут за городом или имеют такой опыт, понимают, что в нашей средней полосе некоторые вещи реализовать и затем поддерживать довольно трудно. Например, мавританский газон — это очень красиво, но потребует много внимания. Его нужно определенным образом стричь, подсевать — то есть, совсем не малоуходная история. То же самое и с суперпопулярными травами для газона: например, тимьян ползучий очень красивый, но плохо выходит из зимы. Для тех, кому важно, чтобы сад круглый год выглядел эффектно, это не самый лучший вариант. Далеко не каждый заказчик готов закрыть глаза на то, что некоторые растения будут неинтересны 8-10 месяцев из 12, а оставшиеся несколько создавать вау-эффект.
СЕЗОННЫЕ РЕШЕНИЯ
Мария Принтц: У искусственно созданных ландшафтов не может быть срока службы. Они создаются не на 10 и 20, а на сотни лет. Там постоянно идут трансформации, реконструкции, и надо стремиться к тому, чтобы их жизнь была не на год, а на столетие.
В садах высаживают многолетние культуры: что-то со временем меняется местами, но позволить себе следовать за каким-то трендом и менять приусадебный участок каждый год очень расточительно. Такое может позволить разве что выставочный сад или крупные контейнерные посадки, кашпо.
Марина Береснева: Для тех, кто хочет получить сад сейчас и быстро, можно сделать контейнерные посадки или вертикальное озеленение. Или сразу создать большой сад с крупномерами, которые будут производить впечатление, будто ему уже не один год.
У нас немного забыли о том, что сад закладывается на десятилетия. Часто клиенты не учитывают, что небольшая елочка или сосна через пару лет превратится в большое дерево, которое повлияет на все остальные насаждения. Тут главное — не бороться с природой. Она сильнее и умнее нас и все равно победит, надо с ней сосуществовать. А борьба заключается в другом: сад — это возможность постоянно учиться и узнавать что-то новое. Тогда все будет намного проще.
ЦВЕТОВЫЕ РЕШЕНИЯ
Мария Принтц: В тенистом пространстве хорошо смотрятся яркие, светлые оттенки — нежно-розовый, белый, которые будут светиться в садах и на лесных участках. А на свету выигрышно выглядят лососевый, желтый и связующий разные цвета фиолетовый. Я предпочитаю монопосадку — растения разного времени созревания, цветения, но с цветовыми акцентами примерно одного оттенка. Однако это идет далеко не всем архитектурным образам: подчас сложившимся участкам при старых домах, наоборот, подходит беспорядок и многоцветье. Все правила достаточно условны и зависят от общего настроения сада.
Марина Береснева: Круглогодичный сад очень спокойный — тем, кто предпочитает яркость и эффект разноцветья, он покажется простоватым. Зато он очень устойчивый, в нем есть свое очарование. Можно подобрать интересные вспышки цветения, формы листвы: сейчас востребованы злаки (щучка, вейник, осока), котовник или шалфей, из кустарников гортензия и спирея, из деревьев — сосна. Какой сад из них создать — зависит от видения ландшафтного дизайнера: эти растения — как семь нот, из которых можно сочинить и симфонию и детскую песенку.
РУССКИЙ САД ИЛИ СКАНДИНАВСКИЙ МИНИМАЛИЗМ
Мария Принтц: У нас нет однозначного понимания, что такое «русский сад», собираем образы по крупицам, возможно, придумываем или восстанавливаем традиции. Часто дизайнеры придерживаются какой-то английской концепции. Но нередко запрос на тот или иной сад меняется уже процессе проектирования. Например, современные формы — барнхаус, дубльдом — очень влияют на окружение, требуя минимализма, четкости, линейности. А часто сады становятся многостилевыми, соединяя в себе разные зоны наполнения. Влияет и характер заказчика: у семьи могут быть разные мнения, которые нужно примирить между собой. В моем представлении сад должен отражать своего хозяина. Спокойствие, плодородие, индивидуальность и уют создают собственное направление садов, неповторимые стили и образы.
Марина Береснева: Мне приятней работать в природных стилях, спокойных. У нас огромное количество дизайнеров. Какая бы ни была мода, кто-то делает японские сады или занимается скандинавским стилем, или русскими усадьбами, а у кого-то всего помногу.
А ЧТО НА УЧАСТКЕ?
Мария Принтц: Едва ли не каждый второй объект запрашивает патио. Это действительно важно, иметь под открытым небом многофункциональное пространство, которое может быть местом встречи всех членов семьи, детской игровой, читальней и даже интерьерной зоной. Причем часто она переходит в дорожную линию из того же материала. Также востребованы водные объекты: природные водоемы, даже системы островов, если позволяет пространство. Если же чудесным образом на участке есть лесные деревья, уголок природного места, где можно позволить себе просто созерцать, ценнее такого пространства, пожалуй, не найти. Это очень ресурсные для человека места и ими имеет смысл дорожить, часто это совершенный и законченный дизайн.
Марина Береснева: Многие хотят, чтобы рядом с домом либо вокруг него была зона, где можно проводить время в саду — стеклянная беседка или патио у кухни, зона газона. Главное, чтобы технологически она была продумана — имела розетки, WiFi, оформлена современными материалами, к примеру, легко моющимися. Вторая по важности зона, которую заказывают практически все — хозяйственная постройка для инструментов. Очень много вариантов костровищ, правда, во многих местах запрещают открытый огонь и приходится сначала узнавать, соответствует ли оно противопожарным нормам района и поселка. А вот зимние сады становятся все менее востребованы: слишком много мороки. Как с теплицами и огородами, их хотят те, кто любит заниматься садоводством.
ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ
Мария Принтц: Прежде всего, «Сады и люди» знакомят с разными стилями и вкусами. Часто клиентам так нравится какой-то прием, который они видели в фестивальных садах, что они просят его повторить. Сразу вспоминается сад Анны Лозинской, где она использовала деревянные паллеты — не припомню, чтобы до этого они были настолько популярны. А теперь их можно увидеть и в оформлении фестивальных площадок, и на дачах, и в интерьерах. Впервые на фестивале мы встретились и с кортеновской сталью, которая сейчас также получила распространение и в городских пространствах, и в парковых, и в приусадебных участках.
Сейчас «Сады» воспринимаются и как путешествие по миру. Не случайно зрители посещают его не раз и не два, приходят утром и поздним вечером, чтобы увидеть при разном освещении. Выставочные сады, это и крупная обучающая платформа, пополнение знаний, креативность и уход от шаблонности. Во времена, когда не хватает красоты вокруг, фестиваль заполняет эту лакуну, задает правильность миру.
Марина Береснева: Мы много лет сотрудничаем с фестивалем и видим, какой большой шаг в развитии он сделал. Здесь задаются тренды: использование зеркал и металлических конструкций, деревянные дорожки и эксперименты с цветами и новыми растениями — на площадках «Садов» впервые обратили внимание на суперпопулярные сейчас злаки, котовник и шалфей. Эхинацея, которая сейчас появляется в городе, впервые «прозвучала» именно на фестивале. Оказалось, что все это — не зазаборье, а красивые, эстетичные решения.
Фестиваль «Сады и люди» пройдет с 11 по 20 августа на ВДНХ