1 декабря этого года моя alma mater Международная Школа Дизайна отмечает двадцатилетие со дня своего образования. За это время из ее стен вышли многие успешные практикующие дизайнеры: от звезды предметного дизайна Димы Логинова до вашего покорного слуги. В этом году юбилей школы совпадает с еще одним знаменательным событием – церемонией чествования победителей ежегодного конкурса «Дизайн-дебют». Каждый начинающий дизайнер может представить на рассмотрение жюри свою работу и – если очень повезет – проснуться знаменитым.
Конечно, шансов больше у тех, кто уже получил какое-то профессиональное образование и способен избежать типичных ошибок в создании интерьеров, свойственных любителям. И все же само по себе образование не дает гарантии разработки конкурентоспособного проекта: помимо знаний, нужно еще нечто очень важное, то, о чем я всегда помню и говорю на своих мастер-классах. Что же это? Самое главное – это уникальное видение, основанное на собственном вкусе, образовании, жизненном опыте. Видение, способное мгновенно отличать годное от неподходящего, единственное в своем роде от банального, изысканное и стильное от вульгарного и пошлого. Научить такому видению едва ли возможно, даже в таком высококлассном учебном заведении как Международная Школа Дизайна. Видение рождается из вдохновения, которое, в свою очередь, подпитывается всем тем, что окружает человека – от людей, природы и путешествий до искусства, архитектуры и моды.
Просматривая работы претендентов на призы конкурса «Дизайн-дебют» (а это сотни конкурсных работ!), я в очередной раз обратил внимание, как не хватает этого видения многим участникам. Вместо точных попаданий в цель – идеальных сочетаний цветов, фактур и объемов – нагромождение нелепостей всех мастей. Вместо тонких сочетаний модных оттенков и принтов, перетекающих с подиумов в каталоги производителей тканей и обоев, – попытки придать актуальность своим проектам механическим привнесением в них сиюминутных трендов, зачастую драматически контрастирующих друг с другом в масштабах небольшой комнаты. Наконец, вместо желания остановиться, помедитировать, посмотреть на получившиеся картинки и вовремя сказать себе «стоп» – жадное стремление впихнуть в проект побольше «модностей», от которых темнеет в глазах и перехватывает дыхание.
В который раз я подумал о том, что если даже мои будущие (а иногда и нынешние) коллеги, участвующие в конкурсе, могут позволять себе такие ляпы, то что можно сказать о тех, кто решает самостоятельно создать «интерьер своей мечты»? Они наполняют его всем, что нравится и помещается, от массивной лепнины и псевдокирпичных стен «в стиле лофт» (бич конкурсных работ этого года) до кургузых (в силу нехватки места) диванчиков с громоздящимися над ними угрожающего вида люстрами. Я искренне считаю, что заниматься созданием интерьеров должны профессионалы. Впрочем, как только профессионалы должны лечить пациентов в клиниках и учить в школах.
Лишь единицы счастливчиков, сумевших родиться с пониманием гармонии или культивировать свой вкус, доведя его до совершенства, могут сами обустроить свой дом как на картинке в журнале. Остальным лучше обращаться к профи. И этими профи завтра призваны стать те, кто сегодня получает награды на конкурсе «Дизайн-дебют».
Именно поэтому я буду обеими руками голосовать за конкурсные работы, которые излучают это самое видение – чистое, ясное, правильное. И я постараюсь объяснить и победителям, и побежденным, почему в финал конкурса вышли те или иные работы. В конце концов, все мы учимся, и сегодняшний проигравший может стать завтрашним баловнем судьбы. Но для того, чтобы расти в выбранной профессии, нужно понимать правила игры и критерии оценки мастерства.