Золотая пора ковров Исфахана — XV–XVII века. С тех времен традиции иранского ковроткачества не претерпели изменений. О том, как сегодня создаются настоящие шедевры, рассказывают эксперты компании Art de Vivre.
Cокровища Исфахана
Исфахан — некогда столица Персии — вот уже несколько столетий остается центром иранского ковроткачества и одним из основных производителей роскошных ручных ковров безупречной красоты. Исфаханские шедевры — только так можно назвать произведения, которые выходят из рук талантливых художников Ирана. Стиль «исфаханов» характеризует особая ясность, чистота цвета и великолепие красок Востока. Современные исфаханские ковры Art de Vivre повторяют лучшие образцы эпохи Сафавидов (XV–XVII вв.) — золотого века персидского ковроткачества. Отличительным признаком таких ковров является сложно обрамленный медальон в центре и плотный растительный рисунок основного поля и бордюра.
Иp истории
Среди бесчисленного разнообразия ковровых мастерских Исфахана наибольшую известность получила мануфактура Серафиан. Некоторые исследователи утверждают, что нынешний дизайн исфаханского ковра во многом результат работы именно этой мануфактуры. Знания и традиции в мастерских Исфахана передаются из поколения в поколение, коврами занимаются целые династии, например, Давари, Хасан-Дардашти или Маназри. В мастерских хранятся старые эскизы и незамысловатые ткацкие станки, на которых создаются изысканные образцы ковроткачества. Современные мастера старательно подчеркивают «связь времен», используя древние ковровые орнаменты в новых изделиях. А в последнее время в Исфахане создают ковры с изображением романтических сцен из «Рубаи» Омара Хайяма.
Ковроткачество сегодня
Как и в древности, типичные ковроткацкие мастерские располагаются на центральных площадях, среди торговых лавок. Ткачи выбирают для своей работы небольшие и светлые помещения. Для ковроткачества используют всего три инструмента — рогульку с петлями для перестановки ниток, гребень для пробивания утка и нож для подрезания ворса. Процесс изготовления ковров ручной работы не меняется уже многие столетия. На деревянную основу крепятся две пары кольев, между которыми закрепляются брусья. На них натягивают нити основы — шерстяные или шелковые. Ковер, выполненный на шерстяной (шелковой) нити основы, более мягкий, его можно сложить, и при этом он не сомнется. Работа над одним ковром может длиться около полугода, а в процессе его изготовления задействовано до 60 человек.
Этапы создания
Эскиз. В современных ковровых мастерских хранятся альбомы архивных эскизов, на которые ориентируется художник, создавая новые орнаменты. Он работает долго и кропотливо, созерцая красоту окружающего мира, архитектуру и природу. В древности мастера отправлялись за вдохновением в дальние страны и новые города, часто посещали Венецию или Флоренцию. В орнаментах были отражены нетипичные цвета и ассоциации, навеянные искусством Европы, однако узнаваемость исфаханских ковров сохранялась благодаря соблюдению традиций истинно восточного стиля.
Выбор нитей. Исфаханские ковры ткутся из шелковых нитей или овечьей шерсти корк различных оттенков. Удостовериться в высоком качестве шерсти достаточно просто: следует сложить ладонь лопаткой и провести ею по поверхности ковра. Качественная шерсть мягкая на ощупь, гладкая, блестящая и не оставляет следов на коже при прикосновении.
Покраска нитей. Богатая палитра красок исфаханских ковров известна на весь мир. Все цвета создавались путем использования исключительно натуральных красителей. Популярный в восточном ковротворчестве красный цвет добывали из корней двухлетнего растения марены. Добавив в краситель несколько крупинок лимонной кислоты, получали оранжевый цвет. Красный сандал использовали для окрашивания ковра в нежный розовый цвет без добавления синтетических красок. Самки жучков-паразитов кошенили служили сырьем, из которого в дальнейшем получали насыщенный пурпурно-красный цвет. Из корней растения индиго получали синий цвет, а куркума давала желтый оттенок. На вес золота ценились краски, добываемые из пыльцы цветков шафрана (желтый цвет), а путем промывки листьев сафлора мастера добивались красно-золотистого цвета. Особые секреты покраски ковровых нитей, пришедшие к нам из древности, используются и в наши дни.
Плетение и орнамент. Сначала эскизы будущего рисунка ковра наносятся на патрон — бумагу, разлинованную на миллиметровые клетки, где каждая клетка — узел. После завершения этапа плетения ковер перемещают на мануфактуру, где совершается важный и дорогой процесс мойки ковра родниковой водой. Ковер вычесывают и сушат в специальных ангарах, после чего обжигают оборотную сторону, применяют оверлок, переплетают фрагмент и готовят ковер к показу клиенту. Как правило, наиболее ценные ковры небольшие по размеру: 1 х 1,5 метра либо 1,5 х 2 метра. Обычно, чем меньше ковер, тем больше его плотность, но бывают исключения.
Хранение. Особая категория — винтажные ковры. Прежде чем попасть в продажу, они хранятся в определенных условиях до полувека, после чего по-настоящему раскрываются во всем великолепии цвета и формы.
Как распознать исфаханский ковер
- Исфаханские ковры узнаваемы благодаря особой цветовой гамме: как правило, это яркий синий, голубой, красный; нередко встречается фон цвета слоновой кости.
- Ворс исфаханских ковров срезан до нескольких миллиметров.
- Рисунок исфаханского ковра имеет четкий контур.
- В декоре ковра присутствуют филигранные орнаменты, изображения птиц и цветов. Интерпретировать этот орнамент можно по-разному: медальон в центре ковра может обозначать всевидящее Божье око или священный цветок лотоса. Кроме того, существует местная исфаханская композиция, называемая «эсуми», представляющая собой спиральные побеги виноградной лозы, нежные и гибкие, связывающие воедино малые сюжетные мотивы с листьями и цветами.
- Основа ковра — из натурального шелка или шерсти.
- Как правило, исфаханские ковры имеют авторскую подпись.
- Плотность ковров от 650 000 до 1 200000 узелков на кв. метр.
Компания Art de Vivre проводит беспрецендентную акцию: с 1 июля в салонах действует скидка 80% на шелковые ковры коллекции
Shanghai Silk - ковры, выполненные исключительно из натурального шелка. В их орнаментах используются флористические узоры, характерные школе Aubusson, и разноуровневая выстрижка. Эти ковры идеально подходят для просторных светлых помещений, спален и гостиных.
Приоткройте завесу тайны настоящих восточных ковров и участвуйте в увлекательной викторине. Победителям призы от шоу-рума Liberty Home.