Многие из нас даже не замечают, как с годами и без того небольшие квартиры постепенно заполоняются всевозможными предметами, одеждой и мелочами. Разумеется, очень нужными, горячо любимыми, но которыми, правда, мы в последний раз пользовались сто лет назад. В результате, вещи буквально выживают нас из комнаты, и единственное, что может спасти ситуацию — решительно взяться за расхламление. Поверьте, часто это не просто модный тренд, а насущная необходимость, без которой жизнь может превратиться в бесконечное и бессмысленное накопление. Ведь за борьбой с беспорядком скрываются не только внешние перемены, но и внутренний порядок и уют в душе, голове и сердце. Так что берите в руки коробки и пакеты и срочно избавьтесь от всего лишнего, а если какие-то вещи жалко выбрасывать — просто найдите им новое место.
Создатель и руководитель компании «Минисклад», внедряющей культуру хранения вещей вне дома
Сайт экспертаПочему важно делать ревизию и избавляться от ненужных вещей?
Избавление от ненужных вещей — важный шаг в поддержании комфорта нашей повседневной жизни.
Во-первых, это позволяет освободить место в доме для жизни и эффективно использовать пространство, в котором остаются только важные и полезные вещи. В таком доме царит порядок, здесь все необходимое всегда под рукой, а не погребено под горы бесполезного хлама.
Во-вторых, процесс расхламления благотворно влияет на психологическое и эмоциональное состояние. Как утверждают психологи, беспорядок и захламленность в доме вызывают стресс и повышенную тревожность и могут даже быть признаком психического расстройства или привести к нему. А вот избавление от хлама, напротив, вызывает ощущение свободы, легкости — «словно гора упала с плеч». Вы чувствуете себя организованным, способным контролировать свою жизнь. Кроме того, расхламление помогает освободиться от неприятных воспоминаний и негативных эмоций, связанных с прошлым.
Методики расхламления
Существует несколько эффективных методов расхламления, каждый из которых предлагает свой собственный подход к созданию порядка. Давайте рассмотрим некоторые из них:
Метод Конмари
Этот метод, разработанный японской писательницей и экспертом по наведению порядка Мари Кондо, был особенно популярен несколько лет назад — после выхода ее бестселлера «Магическая уборка» мир буквально охватила мания расхламления! Главный принцип этой методики: оценивать каждую вещь, исходя из ее способности приносить радость. Если нет эмоциональной связи — выбрасываем, если есть — оставляем.
Само расхламление производится не по комнатам, а по категориям вещей и осуществляется последовательно, начиная с одежды и заканчивая бумагами и важными документами. Метод Конмари помогает людям сосредоточиться на ценностях и упрощении жизни.
Принцип «Три коробки»
Этот метод довольно прост и практичен. При расхламлении вы берете три коробки и маркируете их следующим образом: «Сохранить», «Пожертвовать/продать» и «Выбросить». Затем вы проходитесь по всем вашим вещам и распределяете их по этим трем коробкам в зависимости от того, что хотите с ними делать. Такой подход помогает упорядочить вещи и принимать быстрые решения относительно каждой из них.
Метод «минимализма»
Минимализм — это жизненный принцип, лучше всего сформулировал немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe): Less is more («Меньше — значит больше»). Лаконичный интерьер притягивает больше внимания, а выразительности ему можно добавить с помощью функциональных деталей, считал он. Минимализм предполагает отказ от всего лишнего и обладание лишь тем, что действительно нужно. При таком подходе вы должны спросить себя: действительно ли вам нужна та или иная вещь и какую роль она играет в вашей жизни. И если ответа нет, от таких вещей стоит избавиться. Минимализм способствует более простому и осознанному образу жизни, и его принципы можно применять как при оформлении интерьера, так и при принятии решений о покупке новых предметов или при расхламлении дома.
Метод «смертной уборки»
В основе этого метода лежит книга шведской художницы Маргареты Магнуссен «Искусство смертной уборки. Как освободить себя и свою семью от пожизненного беспорядка». Ей уже за 80 лет, и писала она, руководствуясь собственным печальным опытом и вспоминая, как разбирала свои вещи после смерти мужа. Книга стала бестселлером и отличным пособием по организации не только пространства, но и собственных мыслей, поскольку Маргарета считает: начинать перемены нужно с головы и для начала хорошенько разобраться в самом себе.
Куда деть ненужные вещи?
Пожертвовать в благотворительные организации
Этот способ позволяет помочь нуждающимся и одновременно избавиться от ненужных вещей. Многие благотворительные организации принимают одежду, обувь и другие предметы быта — что-то раздается нуждающимся, что-то отправляется на переработку. Вы можете найти организации, которые специализируются на конкретных категориях товаров, таких как детская одежда, обувь и т.д.
Продать или обменять
Если у вас есть ненужные вещи в хорошем состоянии, вы можете попробовать продать их на онлайн-площадках. Также существуют специализированные приложения и сайты для обмена вещами с другими людьми, что может быть полезным для обновления вашего гардероба.
Отдать на склад индивидуального хранения
Этот вариант подходит для вещей, которые вам не нужны в данный момент, но вы не готовы окончательно расстаться с ними. Это могут быть сезонные предметы (например, зимний пуховик и лыжи для зимнего сезона или сап-доска и велосипед на лето), инструменты и стройматериалы, старые книги и другие вещи, которые редко используются. Склады индивидуального хранения предоставляют услугу временного хранения (например, на время ремонта или переезда) — пока они не пригодятся в будущем.
Как сохранить порядок?
Регулярная забота об окружающем вас пространстве помогает предотвращать накопление беспорядка. Даже короткие ежедневные сеансы уборки позволяют поддерживать дома порядок и делать генеральную уборку лишь один раз в сезон.
Еще одно простое решение — придерживаться правила «один вход — один выход». Оно работает так: всякий раз, как вы что-то покупаете, вы должны от чего-то избавиться, чтобы баланс вещей в доме сохранялся, и они не накапливались. Это очень хорошо избавляет от «шопоголизма» — ведь каждую покупку приходится делать осознанно и обдуманно, поскольку ради нее придется пойти на жертвы.