Архитектурно-строительное бюро «Артформа» работает с 2006 года. Основатели: архитекторы Андрей Сидоркевич и Нина Целёва.
Любят эксперименты и импровизации, поэтому выбирают проекты, в которых можно проявить свободу творчества и фантазию.
В качестве иллюстрации использован проект 2018 года: квартира в Хамовниках общей площадью 380 кв м. Заказчики — семья с тремя детьми разного возраста. Для них архитекторы спроектировали три детских комнаты в разном стиле.
Контакты: г. Москва, Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2, оф. 29, тел. +7 926 202-89-18; info.artforma@gmail.com www.buroartforma.com; Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) @artforma
Почему так важен дизайн детской
Человека, особенно в юном возрасте, формирует то, что его окружает. Бытие определяет сознание. В детстве закладываются как базовые морально-этические ценности, так и примитивные бытовые нормы, которые у каждой семьи свои. Оформление интерьера детской комнаты дает родителям возможность поделиться с ребенком своими представлениями о прекрасном, сформировать у него вкус и приучить к порядку.
Кто принимает решение о дизайне детской: родители или ребенок?
Совершенно однозначно такое решение должны принимать родители. С позиции ребенка его интересы и увлечения кажутся вечными, но нам, взрослым, известно, что это не так. Интерьер должен быть нейтральным с точки зрения направленности, но родители могут предвосхитить интересы ребенка и отразить это через функционал. Если в комнате есть канат, пианино и книги, то рано или поздно ребенок полезет, заиграет и начнёт читать. В детстве интерьер формирует мышление, а не наоборот.
Вот хороший исторический пример. Русский математик Софья Ковалевская происходила из семьи состоятельного помещика, однако на одну стену детской комнаты не хватило обоев, и ее оклеили листами лекций с интегральными и дифференциальными уравнениями. В своих воспоминаниях Ковалевская рассказывает, что она часами могла сидеть перед таинственной стеной, пытаясь понять порядок расположения листов. От ежедневного созерцания формулы крепко врезались в память, и несколько лет спустя 15-летняя Софья поразила известного педагога тем, как быстро она усвоила понятие производной.
Детская комната «на вырост»: за и против
Мы не любим понятие «комната на вырост». Если создается интерьер для новорожденного, то он должен отвечать нуждам человека 1,5 — 6 лет, а к школе комнату лучше будет переделать. Ребенок живет здесь и сейчас, поэтому интерьер должен соответствовать его текущим запросам. А интерьер «на вырост» все равно, что покупка подвенечного платья до получения предложения.
Организация функциональных зон для учебы, игр и отдыха
В идеале не следует объединять зоны игры и сна. Как бы мы не выстраивали интерьер, практика показывает, что примерно до 9-ти лет дети оккупируют все доступное пространство в непосредственной близости от места, где собираются родители и их гости.
Если речь идет о доме, то лучше всего спроектировать игровую комнату на первом этаже рядом с гостиной и кухней. Со временем она может трансформироваться в зону для учебы, музыкальную комнату, кабинет или мастерскую.
В квартире далеко не всегда есть такие возможности. Чаще всего ребенок спит, учится и принимает гостей в одной комнате. В этом случае есть главное правило: воспитанному человеку сидеть на кровати не полагается. Родители должны предусмотреть диван, кресла, пуфы или подушки, на которых будет сидеть ребенок и его гости. Правильная мебель формирует осанку и не провоцирует сидящего принять неподобающую позу. Особенно это важно для девочек.
О том, как выбрать правильные стол и стул, сказано и написано очень много, а то, что аккуратно заправленная кровать, на которую в течение дня никто не садится, — это тоже способ донести до ребенка нормы этикета и гигиены и приучить его к порядку, часто недооценивается. В этом смысле организация пространства — это своего рода воспитательный инструмент.
Организация мест для хранения вещей
Что касается хранения, то здесь правило одно: чем больше места — тем больше хлама. Секрет хорошей системы хранения в эргономике, а не в объеме.
Материалы для мебели и отделки в детской
Есть вещи, которые нужно покупать только в том случае, если вы можете их себе позволить. Лаковые и зеркальные поверхности, кашемировые ткани, хрупкий фарфор красивы, но требуют больших затрат на поддержание их в должном виде. Можете себе позволить уход без ущерба для собственных нервов — выбирайте не раздумывая. Если есть выбор мы всегда отдаем предпочтение дереву, а не пластику, натуральному, а не синтетическому, оригиналу, а не копии.
Освещение в детской
Света в детской должно быть много. Важно иметь в виду: как правило люстра света не дает, она для красоты. Помещение освещает технический свет и отдельно стоящие приборы — настольные лампы, прикроватные бра, торшеры.
На что еще обратить внимание при планировке детской
Цвет, к счастью, можно менять хоть каждые полгода и допустимо все, что нравится. А вот на что точно стоит обратить внимание, так это на пропорции помещения. Ле Корбюзье (Le Corbusier) в свое время разработал систему «Модулор» и описал ее как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике». «Модулор» отталкивается от системы другого гения — Леонардо Да Винчи и его Витрувианского человека и основан на измерениях человеческого тела, удвоении, числах Фибоначчи и золотого сечения. Пользуясь такой системой можно спроектировать или доработать помещение внося в него необходимые правки, для того, чтобы человеку было комфортно в нем жить.
Да Винчи и Ле Корбюзье в разное время сформулировали правила гармонии в живописи и архитектуре. Некоторым людям чувство гармонии дано от природы и они руководствуются этими правилами интуитивно, кто-то воспитывает в себе вкус через познание и созерцание.
В нашей стране в ХХ веке развитие архитектуры прошло через несколько существенных этапов. Конструктивисты, вышедшие из русского художественного авангарда начала века, внесли большой вклад в мировую архитектуру. Они отказались от праздной роскоши в пользу функциональности. Это соответствовало духу времени и мышлению прогрессивной части общества той поры. Конструктивисты отрицали буржуазный образ жизни и грезили о создании новых городов с новыми людьми, которые будут жить в свободном и счастливом обществе. Это было утопией, но, как мы видим, ей суждено было сбыться. По сути, мы и есть те самые «новые люди»: мы живем в домах, которые проектируются согласно критериям, выработанным в то самое время.
Затем был новый виток и на смену пришел сталинский ампир, который вернул декору право на жизнь, однако просуществовал он относительно недолго и в связи с развенчанием культа личности Сталина и злоупотреблениями партийной номенклатуры Хрущев издал в 1955 году указ «об устранении излишеств в проектировании и строительстве». К сожалению, последующее развитие индустрии шло не в пользу живописи, архитектуры и дизайна. О последнем, как таковом, не приходится говорить. Промышленный дизайн и оформление интерьера в нашей стране возродилось, по большому счету, лишь в начале XXI века.
Это историческое отступление приведено, чтобы проиллюстрировать тот факт, что стиль и цветовая палитра лишь отражают личные вкусовые предпочтения. Если говорить о базовых вещах, то самое главное в любом интерьере — это соблюдение пропорций и архитектурных законов, тогда вне зависимости от выбранного вами направления и цветовой гаммы ребенку будет комфортно.