Королевство Дания — самая маленькая и самая процветающая из всех скандинавских стран с населением всего пять с половиной миллионов человек. По данным социологов агентства World Values Survey, самые счастливые люди в мире живут именно здесь. Среди основных факторов, влияющих на показатели общего уровня благополучия граждан, — невысокие по европейским меркам налоги, качественное образование и технический прогресс.

Датский актер Мадс Миккельсен
Датский актер Мадс Миккельсен в интерьере мебельного концерна BoConcept.

В 1920–30-е годы датское правительство стало инвестировать в дизайн на государственном уровне, чтобы предоставить людям среду, которая формирует ответственного и счастливого гражданина страны. Например, каждый датчанин учится в школе с хорошей, эргономичной мебелью из экологически чистых материалов. Таким образом, с каждым новым поколением дизайн становится частью национального сознания людей.

Предметы датского дизайна можно увидеть в коллекциях всех крупных музеев мебели, в интерьере практически любого европейского дома и в общественных пространствах по всему миру.

Стулья «The Chair» датского дизайнера Ханса Вегнера
Стулья The Chair датского дизайнера Ханса Вегнера на легендарных предвыборных телевизионных дебатах Джона Кеннеди и Ричарда Никсона в 1960 году.

Датский дизайн зеркально отражает потребности социума. К примеру, один из основоположников датского функционализма дизайнер Поуль Хеннингсен (Poul Henningsen) в начале Второй Мировой Войны, в 1941 г., разработал модели светильников для парков Копенгагена. Конструкция колец-отражателей распределяла свет таким образом, чтобы они не были заметны для пролетающих в небе бомбардировщиков и жители могли без опаски передвигаться вечером.

Парковый светильник
Парковый светильник датского дизайнера Поля Хеннингсена для Louis Poulsen.

В 1930–40-е годы датские архитекторы занимались разработкой «проектов будущего» с мебелью и освещением нового типа. Столовые, библиотеки, административные здания нуждались в недорогой типовой мебели, которая должна была выпускаться промышленным методом, снижающим стоимость производства. Дизайнеры заняты поиском новых архетипов и переосмыслением традиций. У авторов мебели возникает желание персонифицировать свои творения. Отныне предметам не просто присваиваются серийные номера, им даются имена собственные, такие как кресло «Лебедь», стул «Капля», светильник «Артишок».

Интерьер с креслом «Лебедь»
Интерьер с креслом «Лебедь» и cтулом «Капля», дизайн Арне Якобсена,1958.

Основные элементы датского стиля

Датский стиль элегантен и сдержан под стать северной природе. Он балансирует на грани рациональности и сурового аскетизма. Очаг — непременный атрибут датского дома.

Типичный интерьер в датском стиле
Типичный интерьер в датском стиле с камином и люстрой «Артишок», дизайн Поля Хеннингсена, 1958.

В интерьере всегда найдутся шерстяные пледы и практичная кухонная утварь: он наполнен только самым необходимым, в нем нет излишеств.

Базовые принципы создания датского стиля заключаются в стремлении подчеркнуть свойства материалов и сохранить их природную красоту.

Охарактеризовать датский интерьер довольно просто: это функциональность, простота, удобство, экологичные материалы, чистота силуэтов и, конечно же, цветовая палитра, навеянная приглушенными оттенками природы.

Интерьер ресторана «Höst»
Интерьер ресторана Höst в Копенгагене, Дания. Дизайн студии Norm Architects.

Современный датский дизайн

Интерьер по-датски: дизайн как образ жизни (фото 14)
Фрагмент популярного датско-шведского сериала «Мост». На переднем плане кресла Wishbone Chair, дизайн Ханса Вегнера, Carl Hansen & Søn.

В XX веке датский дизайн перевернул с ног на голову общепринятые представления об интерьере: «Нет такого закона, по которому в гостиной должны стоять диван, пара кресел и журнальный столик. Существуют и другие способы создания атмосферы для отдыха…» — говорил Вернер Пантон (Verner Panton).

В XXI веке, когда ритм жизни высок, как никогда, возросла потребность в интерьере, где можно было бы восстановить силы и эмоциональное равновесие. Датский стиль подходит для этой задачи как нельзя лучше, ведь во многом именно следование его простым принципам позволяет ощущать себя благополучно уже не одному поколению жителей этой скандинавской страны.

Текст: Татьяна Федосова, преподаватель Международной Школы Дизайна (IDS)

Датский актер Мадс Миккельсен
Датский актер Мадс Миккельсен в кресле Imola, дизайн Хенрика Педерсена, BoConcept.