Дизайнер Майк Шилов
Дизайнер Майк Шилов

Ковер, который чаще всего служит дополнением к уже сложившемуся интерьеру, тем не менее, способен стать его визитной карточкой, обложкой. Но эти «cover stories» нередко даются значительными усилиями всех участников интерьерных проектов – и заказчиков, и исполнителей.

История первая

Перед Новым годом я заехал в гости к своему клиенту Александру – проведать и его, и квартиру, которую мы два года назад создавали в соавторстве и чуть ли не в соперничестве, временами раздражаясь друг на друга. Но в итоге получился маленький шедевр. Мы пили чай, сидя за столом под впечатляющей люстрой Pigalle от Barovier & Toso (по поводу которой Саша не задал мне ни одного вопроса – он сразу понял, что она особенная), и поглядывали на роскошный диванный угол от B&B Italia с сиротливо стоящим перед ним столиком Butterfly фабрики Zanotta. «Ты так и не подобрал ковер?» – спросил я, и перед глазами пронеслись десятки писем с вложенными в них фотографиями самых разных ковров, которые я находил и отправлял Саше с выставок и презентаций новых ковровых коллекций. Ему ничего не нравилось. «Ты знаешь, я понимаю сейчас, что зря не купил тот ковер с цветами. Тогда мне казалось, что он безумно дорогой, но я не могу его забыть. Он был здесь на своем месте», – ответил Александр. И я моментально вспомнил съемку этого интерьера, которую мы делали с замечательным фотографом Франком Херфортом. Накануне съемки я попросил любезных коллег из компании Kovër Büro привезти на примерку несколько фантастически красивых творений Яна Ката, звезды «коврового небосклона». Один из этих ковров из «русской» коллекции From Russia With Love сразу же громко заявил о себе в интерьере гостиной. Признаюсь, заказывая его на примерку, я не рассчитывал всерьез на то, что он гармонично впишется в наш и без того достаточно красочный интерьер. Россыпь цветов в драматических оттенках – красном, розовом, бирюзовом, черном – этот ковер, словно яркий платок, вначале шокировал съемочную группу, а потом заставил нас всех в него влюбиться. Клиент, обнаружив этот ковер на полу, был озадачен моим выбором – он ожидал увидеть что-то более спокойное и не такое пестрое. Цена, высокая из-за уникального лимитированного выпуска и содержания шелка, также не способствовала покупке. И вот спустя два года выяснилось, что он так и не смог его забыть. Буквально через месяц после нашего чаепития я встретил Яна Ката на салоне Maison & Objet в Париже и рассказал ему эту историю. И вот теперь мы думаем, как все-таки закончить эту историю хэппи-эндом. По крайней мере, Ян пообещал посодействовать – его растрогала рассказанная мной «ковровая история».

Дизайнер Майк Шилов

История вторая

Загородный дом, перестроенный и оформленный мной для семьи с двумя детьми, также нуждался в коврах – но клиенты, как это часто бывает, не придавали этому особого значения. Им так пришелся по душе невероятно тактильный и теплый во всех отношениях пол из трапециевидной доски Listone Giordano с красивыми художественными поперечными пропилами, что они попросту не видели смысла закрывать его коврами. Как и в первом случае, накануне съемки с фотографом Тимом Беддоу, которую мы проводили вместе с ELLE DECORATION, я решил схитрить и привезти несколько ковров на примерку – впрочем, без особой надежды на то, что что-нибудь из доставленного на съемку останется в доме. Вместе с главным редактором Алексеем Дорожкиным мы раскатали ковры в просторном холле, и Леша сразу же точным взглядом выхватил два из них – с геометрическим рисунком и с марокканским узором, оба от The Rug Company. Первый, с контрастными черно-желто-белыми ромбами, вихрем ворвался в уют гостевой спальни и улегся на полу как верный пес. И вдруг комната ожила, а кровать «Флорес» дизайна Паолы Навоне обрела иное, постмодернистское звучание. Второй, напоминающий узорчатую решетку мушарабию, неожиданно звонко и остро подчеркнул современность кресел «Фьоренца» в цветах морской пены и коньяка, придуманных Франко Альбини еще в начале 1950-х и переизданных фабрикой Arflex. Объективно, эти модернистские кресла и необычный ковер с этническим ароматом не были созданы друг для друга, но вкус Алексея и моя интуиция предопределили рождение двух неожиданных союзов. Клиенты не присутствовали на съемке и не были впечатлены оставленными им на примерку коврами (то есть у них просто не было настроения их рассматривать). Но выход публикации в журнале изменил все. Похрустев глянцевыми страницами ELLE DECORATION, супруги, до того дня прекрасно обходившиеся без ковров, заявили, что им очень понравилось сочетание всех предметов интерьера на опубликованных фотографиях и потребовали немедленно привезти ковры. Это уже была не повторная примерка, а скорее «возвращение блудного сына»: и геометрия, и мушарабия заняли свои законные места на полу в точном соответствии с запечатлевшими их фотоснимками. Какой вывод сделал я из этого? - спросите вы. Очень простой! Ковер на фото выглядит куда выигрышней в интерьере, нежели прямоугольник на фото из каталога, и порой картинка работает даже лучше, чем живая примерка! Особенно, если это картинка из ELLE DECORATION.

Дизайнер Майк Шилов
Дизайнер Майк Шилов

История третья

Заказчику с фантазией и развитым образным мышлением может быть достаточно и воображаемой картинки – если дизайнеру удастся передать ему настроение интерьера, вызвать сопереживание и вдохновить на сотворчество. Такой, достаточно редкий путь к приобретению ковра, мы прошли вместе с Евгением, которому я еще в нулевых сделал довольно необычные апартаменты в новом доме у Никитских ворот. Дом этот отличался ярко-коралловыми металлическими рамами огромных стеклопакетов, причем и снаружи, и внутри! Коралловый цвет – изумительный, надо признать – настолько бесцеремонно вторгался в жилое пространство, что справиться с его доминирующим поведением можно было единственным способом: подружиться. Квартира, отчасти благодаря этой вынужденной дружбе, отчасти из-за присущего заказчику духа приключений, превратилась в настоящий коралловый риф. Цвет и рисунок кораллов обогатили нейтральную палитру и яркими пятнами вспыхнули в самых разных местах. Панорамное остекление в гостиной, выполненной в сочетании оттенков камня, коралла и слоновой кости, было задрапировано тонкой полупрозрачной вуалью дымчато-зеленоватого оттенка. Клиент получил наконец свою тихую гавань – точнее, тихую заводь, о которой он так мечтал в перерывах между экзотическими путешествиями. И тут я рассказал ему про ковер Nani Marquina – совершенно удивительный и сумасшедший, собранный из тысяч фетровых брусков сочных оттенков кораллов и водорослей. Собственно, так ковер и назывался – «Водоросли». Глаза Жени загорелись, но цена сбавила его пыл. Я не переставал напоминать ему об этом идеальном завершении интерьера и в какой-то момент понял, что воображаемая картинка впечаталась в сознание клиента не меньше, чем в мое собственное. К тому времени шоу-рум, привозивший эти ковры, закрылся, и Евгению пришлось везти ковер из самой Барселоны, буквально на себе. Стоит ли говорить, что когда мы постелили ковер, слезы счастья всех участников этой авантюры брызнули на фетр?

Дизайнер Майк Шилов

История четвертая

А что же сам сапожник, то есть господин оформитель? Признаюсь честно: мой собственный интерьер тоже какое-то время жил без ковра. Сказалась типичная нехватка времени и свободных средств на то, чтобы выложить кругленькую сумму за не самую необходимую вещь. Но все же в глубине души я посматривал вокруг в поисках того ковра, который мне захочется принести в дом. Мне редко и мало что нравится, так что удача улыбнулась совершенно неожиданно. На апрельской мебельной выставке в Милане я увидел на стенде фирмы Designer Carpets строгий и лаконичный шелковый ковер по дизайну Вернера Пантона. Это была любовь с первого взгляда. Сочетание серого, бронзового и черного цветов в интересном и одновременно простом трехмерном рисунке, подходящий размер и отличное качество, - все это не дало мне уйти с выставки без ковра. Я буквально выпросил его в последний день работы салона у представителя фирмы Маттиаса, у которого, на счастье мне, оказалась русская невеста. Я унес ковер с собой и увез аккуратно сложенным в чемодане. Четырнадцать килограммов и совсем небольшой объем – этим и прекрасен шелк. Скажу честно, что сегодня я уже не стал бы заниматься подобной ерундой. Зачем, если в столице помимо названных выше компаний и брендов, есть ковры на все вкусы и кошельки. Дизайн с большой буквы в шоу-руме Tapis Rouge, энергичный микс этники и современного стиля в салоне Dovlet House, привлекательный средний и средне-высокий сегмент в компании Cactus Gallery… На днях мы обсуждали с Алексеем Дорожкиным и владельцем Tapis Rouge Ярославом Мелиховым вопросы выбора ковров. Вполне предсказуемо выяснилось, что наиболее популярными среди покупателей, обращающихся непосредственно в шоу-румы и магазины, являются ковры с минимальной «дизайнерской» составляющей: спокойные, с традиционными рисунками и преимущественно в нейтральной цветовой гамме. Те же клиенты, которые доверяют свой интерьер профессионалу в лице архитектора или декоратора, читают совсем другие «ковровые истории»: многостраничные, с лихо закрученными сюжетами и непременными хэппи-эндами. Ведь такая у нас, дизайнеров, работа: сочинять романы с вещами и дарить их тем, кто ценит и понимает творчество – как наше собственное, так и тех наших коллег, которые придумывают удивительные и волшебные ковры, достойные аплодисментов и обложек.


Дизайнер Майк Шилов