Наверное, самый частый вопрос, который задают дизайнеру, звучит так: «Где вы черпаете вдохновение для своих проектов?» Во всяком случае, мне его задают постоянно – на лекциях в Международной Школе Дизайна, выездных мастер-классах, в частных беседах. Даже не знаю, чего в этом вопросе больше – искреннего желания понять, из чего рождаются проекты, с чего начинается новый интерьер, либо любопытства и праздного интереса.
Так или иначе, отвечать мне приходится витиевато и порой непонятно. В самом деле, как сформулировать толчок к действию – эскизу, плану, подбору предметов обстановки или выбору отделок,который вдруг рождается в твоей голове из сопоставления самых разных и порой противоречивых вещей? Я знаю, что по правилам, принятым в профессиональной сфере, нужно следить за трендами, знать цвета сезона, держать нос по ветру, какая там эпоха нынче в моде.
Но мне это так… неинтересно. Я хожу по городу, изучая архитектуру, фотографирую красивые двери и замечательных людей, рассматриваю цветовые сочетания не в буклете, а в букете, ищу пластические решения на картинах мастеров живописи, ловлю тончайшие переходы оттенков там, где море сливается с небом. Специально я практически никогда ничего не ищу - все, что действительно нужно, находится само.
Как? Прозвучит самонадеянно, но я точно знаю, что жизнь сама расставляет вешки на пути человека, идущего к своей цели – при условии, что эта цель того стоит. Эти вешки – не всегда подарки судьбы, приятные неожиданности и сюрпризы.
Многие из них родом из моей копилки образов, впечатлений и идей. Я запоминаю и фотографирую все, что представляет ценность и может пригодиться, выбирая сюжеты для своих фотографий и зарисовок, основываясь на интуиции и собственном видении гармонии и красоты окружающего мира.
Путешествуя или прогуливаясь в компаниях, я часто отстаю от всех, стремясь запечатлеть на камеру нечто, на что остальные даже не обратили внимание. И наоборот, знаковые и культовые места или объекты часто вызывают у меня зевоту.
Я могу скучать в том месте, куда большинство стремится попасть, но в то же время способен невероятно оживиться в каком-нибудь захудалом закоулке, вдруг увидев на стене такие невероятные тональности потрескавшейся от времени штукатурки, что дух захватывает.
У меня часто возникает желание утащить с собой какой-то вид или фрагмент чего-либо, ибо я Плюшкин, когда речь идет о безупречных проявлениях повседневной, спонтанной, неприукрашенной красоты. Наверное, поэтому среди моих любимых художников - те, на полотнах которых красоты и уродства поровну: Ван Гог, Мунк, Тулуз-Лотрек. Они писали как дышали, не пытаясь идеализировать реальность.
Мне нравится, когда в интерьере тоже есть эта грань, тонкая грань между продуманным сюжетом и артистическим исполнением, иногда рискованным, иногда не сразу понятным, но именно поэтому живым и вибрирующим. Я знаю, что мог бы зарабатывать гораздо больше, идя на известные компромиссы, проявляя благоразумие и «хороший вкус» (нет ничего проще!) – но это столь же нечестно по отношению к самому себе, сколь и неуважительно по отношению к клиенту.
Ведь каждый новый проект для меня – это почти роман, в котором, как и в жизни, может быть что угодно – и очарование, и разочарование, и любовь, и слезы. Но еще ни разу я не услышал от своего заказчика, что наша встреча была напрасной. Хотя сам я к концу работы подчас оказываюсь таким выжатым и опустошенным, что мне трудно даже разговаривать. И не хочется думать.
Но что это значит? Наверное, что я отдал себя всего, и эта энергия не рассеется впустую, а заживет в новом интерьере, и дом наполнится жизнью. А я отдохну немного и пойду дальше — с широко открытыми глазами, пополняя свой фотоархив и Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) образами, которые обретут свои новые воплощения, преломленные в линзе моего восприятия, в следующих проектах. Ибо красота не исчезает. Она продолжается, рождаясь заново и заставляя нас иногда ощущать déjà vu мурашками на коже.
Фото из Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) @MIKESHILOV