На днях один из моих клиентов, склонный к рефлексии и периодически вступающий со мной в дискуссию относительно правильности того, что мы с ним строим и как мы это будем потом обустраивать (а мы строим очень большой дом, точнее уже построили, но отделкой едва начали заниматься), высказал неожиданное пожелание — ввести в интерьер элементы ар-деко. После чего я с удовольствием указал ему на желаемые элементы, разложив перед клиентом визуализации некоторых комнат, а именно: взрослой игровой комнаты и столовой. Изумлению клиента не было предела. Он смотрел на стеновые покрытия ручной росписи, на комоды, выполненные в шпоне ореха с рисунком starburst, на перекличку геометрических фигур и строгих линий в рисунке пола, дверей и оконных портьер, смотрел и не понимал, где тут ар-деко. Мне пришлось объяснить. «О чем же в таком случае говорил мой клиент?» — спросите вы. О том, что он видел в многочисленных публикациях, журналах, телевизионных сюжетах. Он предполагал, что элементы ар-деко — это непременно сложный разноуровневый потолок (у нас он плоский и слишком простой), карнизы и молдинги (а у нас стены голые, совершенно плоские опять-таки), «богатые» люстры… Мебель тоже показалась ему недостаточно нарядной для ар-деко, каким он его понимает.
Понимание — это дело рук моих коллег, а также популярных телепроектов и интерьерных изданий. К счастью, подобные разночтения одного и того же стиля не встречаются в уважаемом журнале, для которого я пишу этот блог. Но есть другие источники информации, и по ним большинство интересующихся дизайном интерьеров людей составляют собственные представления о той или иной эстетике, выбирают дизайнера для своего проекта и направляют его по пути собственных вкусовых предпочтений. Хорошо, когда эти предпочтения формируются в действительно профессиональной среде — той, в которой люди, занимающиеся, в частности, описанием тех или иных интерьеров, не подменяют понятия и не называют нуворишеское роскошество со стразами и перьями термином ар-деко, унижая все величие и сам дух этого последнего в современной истории большого стиля.
К счастью, в случае с моим клиентом ситуация с обозначением элементов ар-деко в нашем проекте разрешилась быстро, и взаимопонимание было восстановлено. В конце концов, он знал, к кому обращался три года назад, задумав построить ни на что не похожий дом и наполнить его респектабельным модернизмом, — и он его построил, по моему проекту. Я знаю, что когда подготовленные мной визуализации оживут в интерьерах этого дома, в них можно будет услышать ни на что не похожую партитуру, в которой русский авангард и конструктивизм деликатно переплетутся нотами с ар-деко и вневременной элегантностью. Но если представить, что мой клиент попал бы в руки того, для кого ар-деко — это разноуровневые потолки, лепнина, золото и хрусталь — каким бы стал его дом? И что в таком случае стало бы необходимым и достаточным в этом проекте? Где та грань, за которой пошлость расцветает буйным цветом, заслоняя собой первоначальный смысл того, что она декларирует, смущая неокрепшие умы? И кого винить в этом — журналы, программы о ремонте или расплывчатость собственных критериев выбора? Слишком много вопросов, и все они — риторические.
…Как хорошо все же, что есть такие журналы, как ELLE DECORATION.