Многие из нас без ума от итальянского дизайна. Высокий спрос во всем мире на предметы интерьера, отмеченные «Made in Italy», определяет Италию как лидера дизайнерской индустрии. С середины прошлого века и по сей день страна оказывает значительное влияние на современный дизайн. Это влияние особенно интересно осмыслить сегодня, в условиях, когда мировой рынок мебели и предметов интерьера перенасыщен, а современный покупатель более чем искушен. Перенасыщен рынок не только оригинальными предметами, но и их подделками. Копировать научились моментально и в огромных количествах. Только за последние полгода я увидел несколько китайских подделок моих коллекций светильников, выпускаемых в Италии. Некоторые образцы этого нехитрого фейка, сделанного из недорого пластика вместо металла, стоили примерно в 15 раз дешевле оригинала. Оставим в стороне вопросы этики и вкуса. Но на ум приходит мысль: а почему вообще оригинальные предметы интерьера так дорого стоят?
Считается, что «хороший» дизайн стоит дорого. Но это не совсем так. Внимание, для многих это станет открытием: часто при создании предмета затраты производителя на дизайн равны нулю. Производитель вкладывается в решение технических вопросов, в маркетинг и рекламу, в адаптацию дизайна к производству, но не в сам дизайн. Платой за дизайн считаются «роялтиз», выплачиваемые дизайнеру. Это происходит намного позднее, когда товар оказывается в руках покупателя. На стадии разработки компании чаще всего не платят за дизайн. Так откуда такие немыслимые сотни или даже тысячи евро за светильник, диван или стул? Почему, несмотря на всю очевидную привлекательность дизайна и высокое качество предмета, он все-таки столько стоит?
Потребительский бум и бесконечная смена вещей и предметов превратила людей в настоящих жертв ритейла. Одной из главных характеристик товара стала новизна. Даже зубные щетки должны быть новыми, модными, что же говорить об автомобиле, мебели, бытовой технике и одежде? Стремление покупателей к бесконечному обновлению и постоянная смена декораций требуют от производителей наращивать темп производства, вкладывая огромные средства в техническое оснащение и рекламу. При этом потребитель жаждет не просто новинку, а недорогую новинку!
Но стоит ли перекладывать это ожидание на сегмент дизайнерских предметов? Думаю, нет! И дело не в том, что это дизайнерские предметы, а в том, что в подавляющем большинстве случаев это ручной труд. Для Италии это обычное дело. За мою небольшую карьеру дизайнера по моим эскизам было выпущено довольно много предметов: от мягкой мебели до венецианских светильников, вошедших в каталоги известных итальянских компаний. И все до единого предметы были сделаны мастерами вручную. Если честно, у меня не укладывается в голове, каким образом в тесных цехах, где работают всего несколько человек, производится такое количество предметов, учитывая всю технологическую сложность процесса. Ведь я нахожу свои вещи повсюду в мире: от Стамбула до Нью-Йорка, от Москвы до Парижа.
За качеством, которое лежит в основе итальянского продукта и его эстетической составляющей, всегда стоит ручной труд мастера: кожевенника, резчика по дереву, стеклодува или специалиста по металлу. То, что итальянцы сохраняют и передают традиции ручного производства из поколения в поколение в век невероятного технического прогресса, когда все делают «роботы» — это просто удивительно! И, безусловно, надо понимать, что ручной труд мастера — это не прямое противостояние работе «робота» на производстве. Это индустрия совершенно другого класса, более похожая на «высокую моду», немыслимую без использования высококлассного ручного труда. Конечно, такие предметы не могут стоить дешево. Покупая предмет итальянского дизайна, мы становимся обладателями не просто привлекательной вещи, но и вещи, сделанной с любовью. С такими предметами и расставаться не хочется! То есть мы поддерживаем традиции ручного труда в надежде на то, что они справятся с современными вызовами куда лучше отрасли haute couture.
Дима Логинов
www.dimaloginoff.com
Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) @dimaloginoff
Увидеть коллекции Fedora можно в Милане на выставке Salone Internazionale del Mobile, Milano, Italy / EUROLUCE: AXO Light BOOTH C01 C05 PAD.9 в апреле, в мае в Нью-Йорке на выставке ICFF, AXO Light стенд 1226 и в Москве в октябре на выставке iSaloni World Wide, Crocus Expo, стенд AXO Light.