Лондонский Музей Дизайна переехал на новое место. Здание в районе Холланд-парка достойно его громкого названия и важной образовательной миссии. Сколько раз я проходила мимо огромного бетонного шатра, наполовину скрытого забором и лесами, и мое воображение рисовало самые невероятные картины будущего пространства музея. Когда, наконец, музей открылся, я долго откладывала визит (если честно, избегая толпы), но недавно приехала посмотреть.
Интерьер музея поражает своей вневременностью. Он организован вокруг большого атриума. Потолок "уходит" ввысь, на головокружительную высоту. На первом этаже проходили две выставки (одна из них посвящена дизайну Калифорнии, а другая - работам Халле Джонгериус). Широкая главная лестница (на которой можно сидеть, никому не мешая) ведет на второй этаж, где находится постоянная экспозиция "Designer, Maker, User". Учитывая, что дизайн сегодня - это все, что окружает нас, от ложки до целого города, то экспозиция пытается объять необъятное и донести даже до ребенка, что дизайнер - это тот, кто решает, какой именно будет эта ложка, или как мы будем ехать или идти по городу, например, до Музея Дизайна. Сама экспозиция разделена на три части: одна часть посвящена дизайнеру и тому, как он решает свои задачи. Вторая - процессу производства предметов. А третья - потребителю. Дизайн - это процесс, вовлекающий и дизайнера, и производителя, и того, кто будет использовать конечный продукт, ведь все делается для него, не так ли?
Замечательно и то, что экспозиция затрагивает и непростые вопросы, позволяя посетителю ответить на них самому: что такое хороший дизайн и плохой. Например, автомат Калашникова вы бы отнесли к первому или ко второму? И должен ли дизайнер задаваться этическими вопросами? Определяет ли потребитель то, например, какой должна быть новая модель смартфона, или же дизайнер открывает пользователю новые возможности и выводит сам процесс общения с помощью этого устройства на новый уровень? Каковы отношения дизайна и бизнеса? Может ли дизайнер позволить себе не знать деталей производства его продукта?
Именно потребности пользователя лежат в основе. Эта идея является одной из самых важных в западной культуре. И это правильно: дизайнер не равно художник. У него есть бриф, который и ставит перед ним определенную задачу. Важно, как объект будет использован. В первую очередь дизайн определяет устройство, цель и средства предмета или пространства, и только потом то, как будет этот продукт выглядеть.
Поиск стиля для западного дизайнера - процесс очень глубокий, предполагающий в том числе понимание рынка. Для того, чтобы найти свой индивидуальный стиль, дизайнер должен быть честен с собой и выделить то, что ценно для него и вызывает эмоциональный отклик, а не то, что является модным или общепринятым. Нет другого пути. Далее задача заключается в том, чтобы сделать этот стиль коммерческим, то есть привлекательным для определенного сегмента рынка.
Лично мне очень нравятся все эти принципы, ведь они основаны на здравом смысле. Будучи дизайнером интерьера, я всегда опираюсь на то, как именно заказчик будет взаимодействовать с пространством и предметами в нем, а так же с другими людьми. Как именно мой заказчик будет сидеть на диване и смотреть телевизор? Как именно будет общаться с гостями и что нужно для вечера в кругу друзей? Удобно ли будет читать в постели, искать в шкафу нужную вещь, готовить любимое блюдо?
Мы, дизайнеры (и особенно дизайнеры среды), определяем то, как будет протекать жизнь заказчика в интерьере, спроектированном нами. Мы определяем качество этой жизни изо дня в день, и именно это делает нашу профессию такой ответственной.
www.designschool.ru