Цветные интерьеры собирать сложно. Нужны чувство цвета, опыт, насмотренность и воображение. Намного проще делать белые, черно-белые и серые интерьеры. Архитекторы так и поступают.
Белый цвет, несомненно, расширяет пространство, дает воздух, свежесть и все делает модным. Он снимает налет мещанства, который часто сопровождает бежевый. В нем нет депрессивности серых оттенков. Есть что-то галерейное, что-то с приставкой арт-, что-то прозападное, антисоветское. Но все же белый цвет не панацея. Можно перекрасить интерьер в белый, потерять уют и не обрести лоска.
Я думаю, что важность оттенков белого преувеличена снобами-декораторами. Восприятие белого цвета зависит от времени суток, сезона. Белый выглядит по-разному на стене с окном и в дальнем углу комнаты. Он принимает на себя рефлексы от всех цветов в комнате, многое зависит от типа ламп. Как правило, в интерьере много более серьезных проблем с композицией, пропорциями, чем поиск неповторимого оттенка белого. Здорово, конечно, красить все в оттенок Blanc d’etretat от Argile, но в крайнем случае можно обойтись и «Тиккурилой».
Белый цвет всюду хорош. Конечно, он маркий, но восстановить белую покраску намного проще, чем любую другую. Можно и самостоятельно перекрасить испачканную стену. Белые полы — это как розовая замша. Понятно, что ненадолго, но именно в непрактичности весь шик. Знаете, меня всегда восхищали люди в белых брюках зимой. Такое ощущение, что этих пижонов доставляют по городу в вакуумной упаковке, чтобы не запачкались. Кажется, что они живут совсем не нашей жизнью. Так и белые полы — они для небожителей. Чтобы идти как по облакам.
Белый цвет очень хорош сам по себе. Можно все в интерьере сделать белым — тотально белые интерьеры хоть и не в тренде нынче, но неизменно впечатляют. Декораторы в таких интерьерах используют разные фактуры и делают интерьер сложным и интересным за счет сочетания ткани, лака, кожи, меха. На белом фоне отлично выглядят предметы в стиле фанки, авангардные вещи, модерновая мебель, арт-объекты и произведения искусства. В то же время темная коричневая классическая мебель на фоне белых стен, как в итальянских виллах, тоже беспроигрышное решение.
Вспомнился один случай. Как-то мне достался заказ на декорирование таунхауса. Заказчица, известная телеведущая, купила его с отделкой. Отделка заключалась в том, что все капитальные стены были отделаны диким камнем. Я терпеть не могу этот материал. Зачем оклеивать стены безобразными кусками цемента: кривыми, с огромными швами, покрашенными в песочный цвет с коричневыми разводами?! Я понимаю резоны застройщика — не нужно штукатурить стены, ровнять-шпаклевать, красить — просто наляпал этих камней, — и готово. Покупатели, наивные, ведутся на слово «камень», хоть камнем там и не пахнет. Бетонный камень был повсюду — в гостиной, на лестнице, в спальнях. Громоздился кучами. Единственное, что могло спасти этот интерьер — белая краска. Она могла все собрать. Я надеялась, что кривые куски бетона, покрашенные в белый цвет, могли бы сойти за нечто итальянское. Особенно если поставить на их фоне кованую мебель фабрики Cantori, положить ковры из белой овчины, повесть шторы изо льна и поставить лампы Bleu Nature из коряг, выброшенных на берег прибоем. Заказчице предложенный коллаж очень понравился. Но в белый мы все так и не покрасили. Идею зарубил ее экстрасенс. Он заявил, что белый цвет и металл противопоказаны нашей клиентке, нужно все делать бежевым. Дизайнеры часто жалуются, что в проекты вмешиваются члены семьи, родственники заказчиков, друзья, бухгалтер, водитель, домработница и соседи. Но экстрасенс! Это меня поразило. Я попросила огласить весь список табу: допустимы ли, например, белые потолки, подоконники, рамы и белая сантехника? Оказалось, что, по теории этого экстрасенса, бежевый цвет делает женщину более беззащитной. И мужчинам хочется ее спасать. И жениться на ней. В белых интерьерах, по этой теории, намного сложнее получить предложение. Так что пришлось все красить в цвет сливок. Интерьер получился ватным, вялым, публиковать его я не стала. Но заказчица вышла замуж и очень удачно. И это важнее. Во всяком случае, для нее.
Еще один пример. В телепередаче «Квартирный вопрос» мне однажды досталась на переделку маленькая спальня для семьи с ребенком. Это была хрущевка с низкими потолками и ремонтом 1970-х годов — мрачные советские обои и коричневый линолеум. Я сделала спальню белой. И двери, и мебель, и стены — все было беленьким. Цвет я спрятала внутри — он скрывался в складках штор, внутри ящиков комода, в подкладке белого покрывала. Получилось свежо, пространство расширилось. И было весело, потому что цвет «выглядывал» вспышками то тут, то там, как солнечный лучик. По условиям телешоу, мы переделали только одну комнату. И контраст свеженькой, сияющей спальни с мрачной гостиной, ванной комнатой и кухней получился таким разительным, что супруги решили срочно сделать ремонт во всей квартире. Они повторили мой прием в других помещениях, и вся квартира засияла, как новенькая копеечка. В общем, в любой непонятной ситуации — крась в белый!