Квартира в миланском районе Брера служит дизайн-бюро Dimore Studio шоу-румом: дуэт Бритт Моран и Эмилиано Сальци занимается дизайном мебели и оформлением интерьеров. В своих проектах они активно используют винтажные предметы 1950–1960-х годов, дополняя их собственными объектами. Розовые кресла в глубине комнаты — произведения знаменитого итальянского дизайнера Джо Понти. На стене — декоративное панно, дизайн Dimore Studio.
Квартира в миланском районе Брера служит дизайн-бюро Dimore Studio шоу-румом: дуэт Бритт Моран и Эмилиано Сальци занимается дизайном мебели и оформлением интерьеров. В своих проектах они активно используют винтажные предметы 1950–1960-х годов, дополняя их собственными объектами. Розовые кресла в глубине комнаты — произведения знаменитого итальянского дизайнера Джо Понти. На стене — декоративное панно, дизайн Dimore Studio.

Винтажная мебель и декор, то есть предметы, созданные не ранее 1940-х годов и не позднее 1980-х, находятся на пике интерьерной моды вот уже несколько лет. Вещи с историей позволяют внести в интерьер ту самую изюминку, которая необходима каждому образованному и мыслящему человеку. В сочетании с базовой функциональной мебелью и современной техникой, этническими или авангардными акцентами винтажные предметы помогают «откорректировать» настроение в доме: добавить юмор или, наоборот, ностальгическую нотку. В конце концов, включение в интерьер винтажных вещей — решение, оправданное экологически. Одними из первых тренд заметили декораторы: они уже давно знают, что пара винтажных кресел или светильников способна преобразить самый серый интерьер. Именно поэтому многие московские декораторы по несколько раз в год ездят в Европу на блошиные рынки и привозят оттуда редкие и интересные предметы, а итальянское дизайн-бюро Dimore Studio вообще не обходится без винтажа в своих проектах.

Винтажный бар, Дания, 1960-е годы. Кресло из коллекции Bauhaus от Baxter, дизайн обивки — Драга Обрадович и Аурел К. Баседов.
Винтажный бар, Дания, 1960-е годы. Кресло из коллекции Bauhaus от Baxter, дизайн обивки — Драга Обрадович и Аурел К. Баседов.
Кресла 401 от Artek — классическая модель Алвара Аалто (1933) в новой двухцветной обивке, разработанной Хеллой Йонгериус.
Кресла 401 от Artek — классическая модель Алвара Аалто (1933) в новой двухцветной обивке, разработанной Хеллой Йонгериус.

Для многих поиск и покупка винтажных вещей — не просто способ украсить интерьер, а настоящая страсть. За редкими предметами, выпущенными ограниченной серией или в единственном экземпляре, коллекционеры ведут охоту на крупных международных аукционах Phillips de Pury, Sotheby’s и Christie’s и в антикварных галереях. Впрочем, не менее популярна классика дизайна, некогда выпускавшаяся большими тиражами. Стоимость таких моделей существенно ниже, чем у авторских раритетов, но все же сравнима с ценой, которую можно было бы заплатить за новый предмет того же типа. Оригиналы знаменитых стульев по дизайну Чарльза и Рэй Имс, светильников PH Artichoke Поуля Хеннингсена или ваз Алвара Аалто можно найти на международных интернет-аукционах, в специализированных мебельных магазинах и на блошиных рынках по всему миру.

Светильник Discocó, дизайн Кристофа Матье для Marset — современная вариация на тему классической модели PH Artichoke, дизайн Поуля Хеннингсена для Louis Poulsen. Люстра Neil от Delightfull, стилизация под 1960-е годы, магазин Archive.
Светильник Discocó, дизайн Кристофа Матье для Marset — современная вариация на тему классической модели PH Artichoke, дизайн Поуля Хеннингсена для Louis Poulsen. Люстра Neil от Delightfull, стилизация под 1960-е годы, магазин Archive.

В последние годы рынок винтажной мебели добрался и до России: теперь наш выбор не ограничивается консолями с мраморными столешницами в традиционных антикварных магазинах — появились места, где можно найти любопытные образцы зарубежного и советского модернизма. Так, московский магазин Archive наряду с современной мебелью скандинавских производителей предлагает небольшую коллекцию винтажной мебели и декора. Среди прочего встречаются скульптуры в стиле кубизма, модернистские лампы и литографии супрематистов. Узнаваемую классику дизайна 1950–1970-х годов и более скромные вещи того же периода можно найти в шоу-руме Mobeledom: сюда они попадают из Великобритании и Голландии. Более редкие предметы можно поискать в ателье Шанталь Верхейен. Выпускница Антверпенской академии дизайна работает в Москве и может привезти на заказ как раритеты, так и хиты дизайна XX века. Немало приятных открытий готовит и советский дизайн: уже несколько лет московская галерея «`Эритаж» находит и продает авторские, редкие и выпущенные малыми сериями вещи, созданные в СССР.

Торшер N 215 французской марки Gras. Кресло Vik, дизайн Тибо Дезомбра для Ligne Roset. Скамья с выдвижными ящиками Cheval d’Arcons из коллекции Les Nе´cessaires, дизайн Филиппа Нигро для Hermès.
Торшер N 215 французской марки Gras. Кресло Vik, дизайн Тибо Дезомбра для Ligne Roset. Скамья с выдвижными ящиками Cheval d’Arcons из коллекции Les Nе´cessaires, дизайн Филиппа Нигро для Hermès.
Кресла York Lounge, дизайн Родольфо Дордони для Minotti.
Кресла York Lounge, дизайн Родольфо Дордони для Minotti.

Фабрики, которые производят иконы дизайна вот уже несколько десятков лет, быстро подхватили недавнюю тенденцию и стали активно перевыпускать архивные модели, приспосабливая их для нужд современного потребителя. Чтобы адаптация была аккуратной и грамотной, марки приглашают известных дизайнеров. Например, в прошлом году Хелла Йонгериус добавила красок в работы Жана Пруве, выпущенные компанией Vitra, а в этом — поработала над наследием Алвара Аалто для Artek. Оба этих бренда, как и некоторые другие — Cassina, Louis Poulsen, Thonet, Knoll, — ежегодно представляют «новинки», спроектированные в 1940-х, 1950- х и 1960-х годах. Многие из этих вещей когда-то перестали производиться, другие выпускались без перерыва, но благодаря современным технологиям и новым материалам были доведены до совершенства. Например, диван LC5, созданный Ле Корбюзье и его соратниками Пьером Жаннере и Шарлоттой Перриан в 1934 году для собственной парижской квартиры архитектора, был впервые перевыпущен компанией Cassina в 1974 году. Тогда пропорции предмета изменили, сделав его компактнее; в этом году Cassina обновила модель, увеличив ее и максимально приблизив к прототипу.

Диван из коллекции Serie Up 2000, дизайн Гаэтано Пеше, 2000 год. Коллекция — продолжение легендарной серии Up, запущенной в 1969 году.
Диван из коллекции Serie Up 2000, дизайн Гаэтано Пеше, 2000 год. Коллекция — продолжение легендарной серии Up, запущенной в 1969 году.

Для многих производителей поводом окунуться в историю становятся круглые даты. Например, в 2014 году столетие со дня рождения знаменитого датчанина Ханса Вегнера отмечают сразу две фабрики: PP Møbler и Carl Hansen & Søn —обе выпустили современные версии некоторых его стульев. Финская марка Marimekko, известная своими тканями с жизнерадостным рисунком, празднует полувековой юбилей рисунка Unikko, распечатывая его на платьях, сумках и посуде. Сто двадцатый день рождения Поуля Хеннингсена компания Louis Poulsen отпразднует выпуском еще одной архивной модели по его дизайну — светильника PH 3½-3.

Винтажный комод, Дания, 1960- е годы, из ассортимента московского магазина Archive.
Винтажный комод, Дания, 1960- е годы, из ассортимента московского магазина Archive.
Кресло Metropolitan, дизайн Джеффри Беннета, B&B Italia, 2003 год.
Кресло Metropolitan, дизайн Джеффри Беннета, B&B Italia, 2003 год.

Такой наплыв архивных предметов обстановки не мог не повлиять на рынок в целом. Многие фабрики и молодые дизайнеры создают современную мебель по мотивам винтажной. Одно из проявлений этой тенденции — искусственное состаривание, метод, который применяют при обработке поверхностей из дерева, кожи, металла, керамики. Так дизайнеры придают вещам «поживший» вид и богемное очарование.

Банкетка Legato, дизайн шведского бюро Claesson, Koivisto, Rune для Casamania, 2014 год.
Банкетка Legato, дизайн шведского бюро Claesson, Koivisto, Rune для Casamania, 2014 год.

В то же время их коллеги вдохновляются стилеобразующими чертами обстановки середины XX века. В коллекциях известных марок стали появляться легкие диваны и кресла с характерной низкой посадкой и тонкими, расставленными в разные стороны ножками. На такие же ножки устанавливают комоды, креденцы, тумбы и прочие шкафы, которые еще десять-пятнадцать лет назад были более тяжеловесными и массивными. Доказательство — новинки фабрик Moroso, Gubi, Casamania, B&B Italia, Ligne Roset и многих других. Меняются и силуэты предметов. Вместо прямоугольников и квадратов все чаще появляются округлые формы, напоминающие экраны старых телевизоров. Вернулась мода на «научную» и «космическую» эстетику; пример тому — торшеры в виде первого советского спутника и люстры, похожие на модель атома, которые выпускает марка Delightfull. Отойдя от активного «украшательства», дизайнеры стали чаще демонстрировать естественную красоту материалов, используя мрамор с интересным рисунком (например, у фабрики Minotti), фактурные деревянные поверхности (Morelato), металлы теплых тонов — бронзу и латунь (Tom Dixon). Снова актуальна цветовая палитра 1950–1960-х годов: теплые кирпичные, зеленые, коричневые, горчичные оттенки, а также модернистские геометрические орнаменты. Пользуясь огромным ассортиментом современной мебели, отделочных материалов и декора, сегодня можно оформить весь интерьер в духе середины XX века. А пара-тройка настоящих винтажных предметов создаст нужную атмосферу — несокрушимого оптимизма, за который мы так любим эту эпоху.

Диван-кровать Gio’ от Morelato.
Диван-кровать Gio’ от Morelato.