Винтажная мебель и декор, то есть предметы, созданные не ранее 1940-х годов и не позднее 1980-х, находятся на пике интерьерной моды вот уже несколько лет. Вещи с историей позволяют внести в интерьер ту самую изюминку, которая необходима каждому образованному и мыслящему человеку. В сочетании с базовой функциональной мебелью и современной техникой, этническими или авангардными акцентами винтажные предметы помогают «откорректировать» настроение в доме: добавить юмор или, наоборот, ностальгическую нотку. В конце концов, включение в интерьер винтажных вещей — решение, оправданное экологически. Одними из первых тренд заметили декораторы: они уже давно знают, что пара винтажных кресел или светильников способна преобразить самый серый интерьер. Именно поэтому многие московские декораторы по несколько раз в год ездят в Европу на блошиные рынки и привозят оттуда редкие и интересные предметы, а итальянское дизайн-бюро Dimore Studio вообще не обходится без винтажа в своих проектах.
Для многих поиск и покупка винтажных вещей — не просто способ украсить интерьер, а настоящая страсть. За редкими предметами, выпущенными ограниченной серией или в единственном экземпляре, коллекционеры ведут охоту на крупных международных аукционах Phillips de Pury, Sotheby’s и Christie’s и в антикварных галереях. Впрочем, не менее популярна классика дизайна, некогда выпускавшаяся большими тиражами. Стоимость таких моделей существенно ниже, чем у авторских раритетов, но все же сравнима с ценой, которую можно было бы заплатить за новый предмет того же типа. Оригиналы знаменитых стульев по дизайну Чарльза и Рэй Имс, светильников PH Artichoke Поуля Хеннингсена или ваз Алвара Аалто можно найти на международных интернет-аукционах, в специализированных мебельных магазинах и на блошиных рынках по всему миру.
В последние годы рынок винтажной мебели добрался и до России: теперь наш выбор не ограничивается консолями с мраморными столешницами в традиционных антикварных магазинах — появились места, где можно найти любопытные образцы зарубежного и советского модернизма. Так, московский магазин Archive наряду с современной мебелью скандинавских производителей предлагает небольшую коллекцию винтажной мебели и декора. Среди прочего встречаются скульптуры в стиле кубизма, модернистские лампы и литографии супрематистов. Узнаваемую классику дизайна 1950–1970-х годов и более скромные вещи того же периода можно найти в шоу-руме Mobeledom: сюда они попадают из Великобритании и Голландии. Более редкие предметы можно поискать в ателье Шанталь Верхейен. Выпускница Антверпенской академии дизайна работает в Москве и может привезти на заказ как раритеты, так и хиты дизайна XX века. Немало приятных открытий готовит и советский дизайн: уже несколько лет московская галерея «`Эритаж» находит и продает авторские, редкие и выпущенные малыми сериями вещи, созданные в СССР.
Фабрики, которые производят иконы дизайна вот уже несколько десятков лет, быстро подхватили недавнюю тенденцию и стали активно перевыпускать архивные модели, приспосабливая их для нужд современного потребителя. Чтобы адаптация была аккуратной и грамотной, марки приглашают известных дизайнеров. Например, в прошлом году Хелла Йонгериус добавила красок в работы Жана Пруве, выпущенные компанией Vitra, а в этом — поработала над наследием Алвара Аалто для Artek. Оба этих бренда, как и некоторые другие — Cassina, Louis Poulsen, Thonet, Knoll, — ежегодно представляют «новинки», спроектированные в 1940-х, 1950- х и 1960-х годах. Многие из этих вещей когда-то перестали производиться, другие выпускались без перерыва, но благодаря современным технологиям и новым материалам были доведены до совершенства. Например, диван LC5, созданный Ле Корбюзье и его соратниками Пьером Жаннере и Шарлоттой Перриан в 1934 году для собственной парижской квартиры архитектора, был впервые перевыпущен компанией Cassina в 1974 году. Тогда пропорции предмета изменили, сделав его компактнее; в этом году Cassina обновила модель, увеличив ее и максимально приблизив к прототипу.
Для многих производителей поводом окунуться в историю становятся круглые даты. Например, в 2014 году столетие со дня рождения знаменитого датчанина Ханса Вегнера отмечают сразу две фабрики: PP Møbler и Carl Hansen & Søn —обе выпустили современные версии некоторых его стульев. Финская марка Marimekko, известная своими тканями с жизнерадостным рисунком, празднует полувековой юбилей рисунка Unikko, распечатывая его на платьях, сумках и посуде. Сто двадцатый день рождения Поуля Хеннингсена компания Louis Poulsen отпразднует выпуском еще одной архивной модели по его дизайну — светильника PH 3½-3.
Такой наплыв архивных предметов обстановки не мог не повлиять на рынок в целом. Многие фабрики и молодые дизайнеры создают современную мебель по мотивам винтажной. Одно из проявлений этой тенденции — искусственное состаривание, метод, который применяют при обработке поверхностей из дерева, кожи, металла, керамики. Так дизайнеры придают вещам «поживший» вид и богемное очарование.
В то же время их коллеги вдохновляются стилеобразующими чертами обстановки середины XX века. В коллекциях известных марок стали появляться легкие диваны и кресла с характерной низкой посадкой и тонкими, расставленными в разные стороны ножками. На такие же ножки устанавливают комоды, креденцы, тумбы и прочие шкафы, которые еще десять-пятнадцать лет назад были более тяжеловесными и массивными. Доказательство — новинки фабрик Moroso, Gubi, Casamania, B&B Italia, Ligne Roset и многих других. Меняются и силуэты предметов. Вместо прямоугольников и квадратов все чаще появляются округлые формы, напоминающие экраны старых телевизоров. Вернулась мода на «научную» и «космическую» эстетику; пример тому — торшеры в виде первого советского спутника и люстры, похожие на модель атома, которые выпускает марка Delightfull. Отойдя от активного «украшательства», дизайнеры стали чаще демонстрировать естественную красоту материалов, используя мрамор с интересным рисунком (например, у фабрики Minotti), фактурные деревянные поверхности (Morelato), металлы теплых тонов — бронзу и латунь (Tom Dixon). Снова актуальна цветовая палитра 1950–1960-х годов: теплые кирпичные, зеленые, коричневые, горчичные оттенки, а также модернистские геометрические орнаменты. Пользуясь огромным ассортиментом современной мебели, отделочных материалов и декора, сегодня можно оформить весь интерьер в духе середины XX века. А пара-тройка настоящих винтажных предметов создаст нужную атмосферу — несокрушимого оптимизма, за который мы так любим эту эпоху.