Шторы

Римская штора

Один из древнейших способов драпировки окна — его история восходит к эпохе Древнего Рима. Такая штора представляет собой ровное полотно ткани, разделенное на равные горизонтальные секции. В каждую такую секцию для ее ограничения и фиксации вшиваются стержни из дерева или фибергласа. Поднять римскую штору можно, потянув за шнур, продетый с изнанки сквозь нашитые на ткань петли или кольца.

Римская штора

Фетр

Близкий родственник войлока (во многих языках они обозначаются одним и тем же словом), одного из самых древних материалов, известных человечеству. Изготавливать его люди научились задолго до изобретения ткацкого станка. Фетр, как и более грубый по текстуре войлок, получают валянием заячьего, кроличьего и козьего пуха, шерсти или отходов меха. Фетр бывает гладким или ворсовым. Из него делают шляпы, береты и тонкие валенки, а также часто используют для отделки мебели. В последнее время в моду вошли фетровые обои: это либо фетр, наклеенный на бумажную основу, либо его имитация из вспененного пропилена.

Фетр
Ковер Script.
Фетр
Кресла Element, Paola Lenti.

Жаккардовая ткань

Ткань с рельефным орнаментом названа в честь Жозефа Мари Жаккара — французского изобретателя XIX века. Он усовершенствовал конструкцию ткацкого станка, чтобы на нем можно было ткать полотно с узором. За это император Наполеон наградил Жаккара пенсией в 3 000 франков и правом взимания мзды в 50 франков с каждого действующего во Франции станка его конст-рукции. В 1840 году изобретателю поставили памятник в его родном городе Лионе. На изнаночной стороне жаккардовых тканей орнамент проступает по принципу негатива — блестящая поверхность становится матовой, цвет изображения меняется на цвет фона и наоборот.

Жаккардовая ткань
Жаккардовая ткань, Rubelli.

Ламбрекен

Ламбрекен — поперечная драпировка из плотной тяжелой ткани с воланами, складками, кистями, украшающая верхнюю часть оконного или дверного проема. Изначально так называли деревянную резьбу на выступах крыши над дверями и окнами. С помощью ламбрекена легко скорректировать пропорции «проблемного» окна — например, сделать оконный проем визуально выше.

Ламбрекен

Пэчворк

Эта разновидность рукоделия (известная и как лоскутное шитье) одинаково любима американскими индейцами и русскими пенсионерками. Изделие состоит из трех слоев — подкладки, ватина и разноцветных лоскутов, сшитых вместе. (По традиции, из них составляют геометрические узоры. Но в конце XIX века в Англии появилась техника «сумасшедший пэчворк» — для нее используются лоскуты разной формы, складывающиеся в асимметричные композиции.) Этот вид рукоделия был очень популярен в Америке во времена Великой депрессии: домохозяйки пытались сэкономить, перерабатывая старую одежду в одеяла. В наши дни особо выдающиеся образцы пэчворка выставляются в музеях наравне с произведениями современного искусства. Прогресс не стоит на месте: сейчас лоскутные одеяла шьют с помощью специальных машин с электронным управлением.

Пэчворк

Жуи

В 1760 году в городке Жуи-ан-Жоза открылась первая в Европе мануфактура по производству набивного льна. Самым популярным сюжетом тех лет были пасторальные сценки, которые накатывались на белый или кремовый фон в одну краску. Ткань, изготовленную таким способом, стали называть жуи. Сейчас узоры жуи используются при изготовлении обоев, посуды и т.д.

10 интерьеров с мотивами «туаль-де-жуи» (галерея 1, фото 7)
Проект Кита Кэмпа.

Французская штора

Французская штора, или «маркиза», — непременный атрибут классических интерьеров. Она состоит из секций, образованных полукруглыми складками ткани, которые равномерно распределены по ширине и высоте полотна. Чем выше поднимается штора, тем пышнее, «кудрявее» становятся фалды. Маркиза из шелка или тюля прекрасно сочетается с ламбрекенами и тяжелыми портьерами.

Французская штора
Фото
Getty Images

Австрийская штора

Австрийская штора отличается пышными фестонами по нижнему краю полотна. Верхний край ткани драпируется с помощью гардинной ленты или вручную. Шторы шьют из полупрозрачной вуали, блестящего шелка, льна и смесовых тканей. (Например, лен с вискозой — сочетание этих компонентов обеспечивает нужную драпируемость полотна.) Принцип австрийской шторы часто используется в ламбрекенах.

Австрийская штора

Флок

Отделочный материал, изготавливаемый довольно сложным способом: поверхность, предварительно смазанную клеем, покрывают мелко нарезанными текстильными нитями из шерсти, хлопка, нейлона, полиэстра, акрила и т. д. Этот процесс носит название «флокирование». (Явно для усиления путаницы сами нарезанные нити тоже называются «флоком»!) Нити могут наноситься на любую поверхность (стекло, пластик, текстиль, пластмассу, бумагу, металл). Они могут быть разной длины и разных цветов. Если поверхность, на которую наносят клей, покрыта рисунком, получают тиснение на флоке. Существует также многослойное покрытие — «флок на флоке».

Флок
Обои из коллекции Duchess, Eiffinger.

Алькантара

Искусственная замша, изобретенная японским ученым Миёши Окамото. Мягкая и приятная на ощупь «кожа» состоит на 68 процентов из полиэстра и на 32 из эластана. Она эластичнее натуральной кожи, что позволяет использовать ее для обивки мебели самых замысловатых форм. Долговечный и износостойкий, этот материал нежно любим производителями автомобилей — им отделывают салоны роскошных авто.

Алькантара
Фото

alcantara.com

Ликбез: словарь текстильных терминов
Фото

alcantara.com


Пейсли

Жестокая несправедливость: узор пейсли (в просторечии — «огурцы») был изобретен в Индии, но название получил в честь шотландского города Пейсли, ткачи которого в XIX веке активно копировали индийские образцы. Шали из Пейсли выпускались по образцу кашмирских, но стоили дешевле. Вторую жизнь орнаменту дал дизайнер Джиммо Этро, который использовал «огуречный мотив» в своей коллекции тканей в 1981 году. С тех пор узор пейсли популярен во всем мире и является символом Дома Etro.

Пейсли
Ткань, De Le Cuona.
Фото
Dominic Blackmore
Пейсли
Кресло в обивке пейсли.

Японская штора

Японские шторы (панели) представляют собой систему тканевых экранов, закрепленных на специальном многорядном карнизе. (В разных вариантах он включает в себя от 2 до 5 полозьев.) Вертикальные панели двигаются параллельно друг другу, поочередно открывая и закрывая разные участки окна. Такие шторы подходят для просторных помещений с большими окнами. Очень выигрышно смотрятся панели из тканей с крупным раппортом: они не создают складок, в которых орнамент может «потеряться». Из-за отсутствия заломов японские шторы почти не собирают пыль.

Японская штора

Пике

Мало кто знает, что знакомые всем вафельные полотенца сделаны из ткани под названием пике (от франц. piquer — простегивать, прострачивать материю). Ее ткут из хлопчатобумажной пряжи или химических волокон комбинированным переплетением. Такая техника позволяет делать на лицевой стороне ткани выпуклые узоры — от непритязательного рубчика до сложных растительных орнаментов. Французское трикотажное пике стало популярным во всем мире, когда теннисист Рене Лакост придумал рубашку-поло.

Пике
Ткань пике, Pierre Frey.

Раппорт

Раппорт (от франц. rapporter — приносить обратно) —повторяющаяся часть узора на ткани, трикотаже, вышивке, обоях. Обычно бывает шириной от 1,5 до 45 см. В ткацком деле раппорт измеряется не в сантиметрах, а в количестве нитей (продольных и поперечных). Интерьерный текстиль традиционно имеет более крупный раппорт, чем ткани для изготовления одежды.

Раппорт
Ткань из коллекции Country Linen, Sanderson.

Муар

Ткань, чаще всего на шелковой или ацетатной основе, с волнообразным световым отливом, образующим полосы или узоры. Рисунок наносится на однотонную ткань с помощью горячих гравировальных цилиндров: одна часть нитей сплющивается больше, чем другая, и приобретает больший блеск. Это свойство исчезает при контакте с водой, поэтому муар не рекомендуют использовать для обивки мебели. А вот для стен или штор он прекрасно подойдет: особенно эффект-но они будут смотреться при искусственном свете. Шторы из муара рекомендуют шить на подкладке.

Муар
Обои Antonio из коллекции Baltazar, Sandberg.