Вижу, что сейчас слово «декоратор» используется все чаще, но, кажется, не до конца понятно, о чем идет речь. Начну с небольшого экскурса в историю дизайна. Не будем сильно углубляться, начнем с XVIII века. Появлявшиеся в ту эпоху роскошные дворцовые интерьеры проектировали архитекторы, которые также отвечали за внутреннее убранство комнат: рисовали мебель, двери, колонны, настенные панели. По этим эскизам специализированные мастерские создавали свои изделия.
В первой половине XIX века стали появляться компании (в основном, мебельные), которые предоставляли комплексные услуги по внутреннему оформлению комнат. Получался «интерьер под ключ» — все от одного производителя и в одном стиле.
Постепенно оформление становилось более сложным, эклектичным, многослойным, и появилась необходимость в более персонифицированном подходе к обустройству дома. Одних мебельных компаний было недостаточно, были нужны специалисты, которые бы оформляли жилые пространства профессионально. Декорированием стали заниматься женщины из состоятельных семей. Работать дамам из высшего общества было не принято, и декорирование стало одной из первых сфер, где они смогли найти себе применение. Вначале они «украшали» интерьер для себя, потом для подруг, потом — подруг подруг. С 1880-х годов дамы из высшего общества начали заниматься декорированием профессионально и заложили основы специальности в современном ее понимании.
Американка Элси де Вульф (Elsie de Wolfe) стала первым профессиональным декоратором. В 1920–1930-х годах в США прославились Фрэнсис Элкинс (Frances Adler Elkins), Дороти Дрейпер (Dorothy Cathrine Draper), Роуз Камминг, в Англии — Нэнси Ланкастер и Сири Моэм. В 1950–1960-е годы главными звездами американского декорирования были крупные фирмы «Пэриш-Хэдли» и «МакМиллан», в послевоенной Англии — Джон Фаулер, сооснователь Colefax&Fowler, во Франции — Мадлен Кастен (Madeleine Castaing), Жорж Жеффруа (Georges Geffroy). А одна из старинных французских мебельных фирм, Jansen, стала первой глобальной международной декорационной компанией.
«В отличие от архитектуры, декорирование делается не на века, а на годы — порой и месяцы»
Для меня декорирование — это в хорошем смысле «украшательство» интерьера. Это очень проработанные, многослойные пространства, где, помимо мебели, много тканей, фактур, выполненных на заказ предметов и искусства.
ВДОХНОВЕНИЕ
Я искренне верю, что декорирование должно приносить удовольствие — и клиенту, и самому декоратору. Для меня это всегда полет фантазии, игра образов, самые неожиданные источники вдохновения. Не бойтесь придумывать новое! Красивое сочетание цветов или интересная форма, необычная композиция или декоративные акценты — все это может стать отправной точкой для будущего интерьера. Например, придумывая текстильное оформление, я часто вдохновляюсь образами с модных показов. Обивку кресла, отороченную тесьмой, можно задрапировать, как пышную юбку. А широкий кант римской шторы сделать из плиссированной ткани, как элегантное жабо в стиле Chanel. Другой неисчерпаемый источник вдохновения — старинные интерьеры. Я люблю воссоздавать в своих проектах отдельные предметы, например, исторические двери или панелирование. Или, наоборот, переосмысливать историю в новом ключе. Например, деревянную решетку трикотель из дворцовых парков Франции можно наложить на дверь, облицованную зеркалом: получится очень изящно, свежо и современно.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
В отличие от строительно-архитектурных историй, декорирование — это быстрый способ трансформировать пространство. Только за счет декорационных приемов, без радикальных строительных работ можно изменить ощущение от помещения, исправить архитектурные недостатки, визуально расширить или сузить комнату, создать красивую композицию мебели. Например, шторы из ткани сочных цветов или с активным принтом могут стать частью декоративной архитектуры: скрыть асимметрию помещения, расставить акценты на слишком монотонной стене, визуально «собрать» интерьер. Зеркальные потолочные карнизы могут зрительно «приподнять» потолок, а зеркальные откосы на окнах «расширят» пространство и сделают комнату светлее. Таких примеров можно привести множество. Важно, заходя в помещение, сразу оценить его архитектурную привлекательность, выделить недостатки и предложить решение, используя все многообразие декорационных приемов.
«Я буду делать все вокруг себя прекрасным — это станет смыслом моей жизни».
МНОГОСЛОЙНОСТЬ
Декорирование делает пространство сложным, интересным и многослойным. В европейских и американских интерьерах эти слои часто складывались поколениями. Если такая история отсутствует, то задача декоратора — создать и продумать многослойность и глубину, избегая нарочитости. Интересным акцентом могут стать существующие коллекции искусства или предметов у клиентов. Я очень часто использую их — при этом материальная ценность не всегда важна. На первый план выходят визуальный ряд и декоративность предметов, то, как они вписаны в интерьер. Это могут быть и старые плакаты, и фотографии, и фамильная коллекция икон или винтажного кружева. Вещи с историей всегда делают интерьер более сложным, глубоким. Я люблю использовать в своих проектах искусство — картины, скульптуры, гобелены, керамику. Часто они служат отправной точкой для всего оформления комнаты, задавая цветовую гамму, композицию или настроение.
ЭМОЦИИ
Декорирование — это про настроение. Это не значит, что я пренебрегаю планированием. Наоборот, мы всегда очень тщательно «репетируем». Перед началом производства делаем шаблоны мебели из картона или фанеры. Перед тем, как раскраивать ткани, примеряем вырезанные из бумаги ламбрекены. Я стараюсь избежать сюрпризов в процессе реализации, поэтому подробно прорабатываю каждую деталь заранее. Но все же важно оставлять место для импровизации. Иногда прямо на встрече с клиентом мы придумываем новый способ драпировки ткани, добавляем новые цвета или орнаменты, необычные сочетания. И процесс, и результат декорирования должны дарить позитивные эмоции, пробуждать фантазию и чувства.
ПЕРЕМЕНЫ
В отличие от большой архитектуры, декорирование делается не на века, а на годы. Иногда даже на месяцы — с помощью тканей и декора можно создать сезонное оформление, чередуя «зимнее» и «летнее» настроение. Если вам хочется освежить или более радикально изменить интерьер, декорационные инструменты помогут вам сделать это быстро. Я очень люблю переобивать и перекрашивать существующую мебель, шить новые чехлы или шторы, которые радикально меняют образ комнаты. Я всегда шучу, что буду первым, кто предложит клиенту через несколько лет перекрасить комнату в кардинально новый цвет! Ведь декорирование — это эксперимент, перевоплощение и импровизация! Не бойтесь пробовать что-то новое, будь то необычная фактура или орнамент. Помните, что, помимо выполнения своих рутинных бытовых функций, интерьер должен радовать вас каждый день!