Блогер, стилист, креативный директор студии в Стокгольме, эксперт в области скандинавского дизайна, автор книги «Скандинавский дизайн» (издательство «Альпина Паблишер»)
Хоумстейджинг — стилизация и декорирование жилого интерьера в коммерческих целях — продажи и сдачи в аренду. Задача хоумстейджинга — раскрыть потенциал жилища и обратить внимание зрителя на небольшие, но важные детали. Помочь представить потенциальному покупателю, как может выглядеть его будущий дом. Например, в исторической квартире стилист устраивает на подоконнике окна в деревянной раме декоративную композицию из комнатных растений, настольной лампы, пары книг. Фотограф делает кадр крупным планом и подсвечивает благородную патину и выразительность деревянной поверхности подоконника. Зритель подспудно считывает в картинке атмосферу и вайб квартиры. Такие кадры вызывают чувства. Это не просто фактография квадратных метров — это попытка передать дух места посредством плоской картинки.
На то, как организован хоумстейджинг в Швеции, во многом влияет принцип продажи жилой недвижимости. Обычно это происходит таким образом: владельцы обращаются к риелтору, который организует весть процесс: приглашает студию хоумстейджинга, фотографа, создает страничку жилья в интернете. После анонса о продаже назначают даты просмотра квартиры.
Просмотры обычно проходят в выходные — так удобнее и продавцам, и покупателям. Владельцы убирают личные вещи, расставляют предметы на свои места, чтобы пространство выглядело как на фотографиях в объявлении о продаже, выезжают из квартиры на выходные и передают ключи риелтору. Потенциальные покупатели приезжают один за другим в течение дня. Таким образом, покупатели могут за один день осмотреть несколько квартир, а хозяевам нет необходимости договариваться о показе отдельно с каждым конкретным покупателям.
После просмотра проводится аукцион, где покупатели соревнуются в цене. Побеждает тот, кто предложит продавцу максимальную цену. Это стоит учитывать, изучая цены на шведских сайтах недвижимости. Начальная цена в ходе торгов может увеличиться. Учитывая такую специфику шведского рынка недвижимости, хоумстейжинг — один из эффективных инструментов повышения стоимости жилья. В большинстве случаев затраты на стилизацию интерьера намного ниже получаемой прибыли.
Пионерами движения хоумстейджинга как искусства можно назвать стокгольмское агентство недвижимости Fantastiс Frank. Основатель агентства — Томас Бэкман (Tomas Backman) в начале 2010-х разглядел потенциал «продающей картинки» интерьера в эпоху тотальной цифровизации и диктата соцсетей. Fantastic Frank одними из первых стали привлекать к стайлингу фотосьемок квартир профессиональных стилистов. Раньше этот процесс был довольно безыскусным — хозяева наводили легкий порядок, оставляя жилье почти без изменений. Агентство же привлекало для работы ведущих стилистов и фотографов, которые сумели создать фотографии недвижимости уровня интерьерных журналов. Вложения себя оправдали — квартиры агентства стали продаваться как горячие пирожки. Эту практику подхватили конкуренты и теперь почти ни одна продажа жилья не проходит без привлечения хомустейджеров.
Одна из шведских хомустейджинг-студий — Styled by Dahl — щедро делится статистикой своей работы в социальных сетях. В профиле компании можно найти много примеров интерьеров «до» и «после» не только стайлинга, но и продажи, а также информацию о сумме сделок в формате «ожидания продавца» и «реальная цена квартиры», которая часто оказывается выше ожиданий. В штате Styled by Dahl трудятся 6-7 стилистов-декораторов и 2-3 логиста. Работа студии предполагает творческий подход в сочетании с четкой организацией. Декораторский фонд — разнообразная мебель и ее муляжи, декор, текстиль, постеры — хранятся на складе и при необходимости доставляются на объекты. В своем профиле студия также делится примерами собственных работ и лайфхаками быстрых решений по преображению пространства.
К хомустейджингу есть двоякое отношение: одни считают его маскировкой или искажением реальности. Другие, напротив, считают чем-то наподобие макияжа. Он не сможет изменить «лицо» дома до неузнаваемости, но сможет придать ему более опрятный и привлекательный вид.
Идеи «бодипозитива для интерьера» пока не проникли на этот довольно консервативный рынок. Хотя прецеденты бывают. Несколько лет назад на популярном шведском сайте по продаже недвижимости прогремела забавная история: один пожилой господин продавал квартиру и принципиально не стал обращаться к хоумстейджерам и даже наводить хоть какой-то порядок, однако профессионального фотографа пригласил. На снимках жилье предстало без прикрас — просиженный диван 1970-х годов, многочисленные стопки газет и журналов на столе, полу и подоконниках, пестрый махровый халат на вешалке у двери. Характер хозяина — чудаковатого интеллектуала — сквозил из каждого кадра.
Такой, казалось бы, неудачный интерьер имел неожиданный эффект — на фоне выхолощенных однотипных картинок эта квартира воспринималась свежо и нешаблонно. Фотографии жилья с нестильным интерьером, сопровождаемые саркастичными комментариями, разлетелись по соцсетям, но не только не оттолкнули потенциальных покупателей, а напротив — привлекли их внимание, и квартиру молниеносно продали с хорошей наценкой. Иногда, чтобы быть успешным стоит не следовать правилам, а напротив, нарушать их, оставаясь верным своему собственному стилю.
Этот забавный пример — скорее исключение из правила. Грамотный хоумстейджинг неизменно помогает увеличить стоимость жилья при продаже или аренде.