1950-е — 1960-е годы — особый период в истории дизайна. К этому времени дизайнеры и архитекторы уже обладали внушительным арсеналом новых материалов и техник, а также разработали новую, более гуманную версию модернистской эстетики. Сформировавшийся в эти годы стиль mid-century modern выгодно отличался от радикальных экспериментов ранних модернистов своей ориентированностью на комфорт и удобство, которая не мешала создавать
Сам термин mid-сentury появился в 1980-е годы с легкой руки американской журналистки Кары Гринберг, употребившей его в своей книге «Mid-century Modern: Furniture of the 1950s». Под этим общим термином объединялось творчество мастеров середины XX века, которые, возможно, сильно отличались друг от друга, но их всех связывала общая гуманистическая философия и желание упростить и улучшить жизнь людей среднего класса. По сути своей, mid-century стал первым стилем, отражавшим глобальную смену курса в мировом послевоенном дизайне с производства элитарной мебели на более демократичные, доступные простому человеку вещи.
«Декоратор года 2021» по версии ELLE DECORATION, владелица галереи NGgallery, со-основатель бюро N&G Ananiev Interiors
«Я обожаю дизайн mid-century. Такие предметы — основной аккорд нашего интерьера, конкретно каждой отдельно взятой комнаты. Без этого аккорда ничто не будет звучать!»
Многие великие дизайнеры середины XX века были, в первую очередь, архитекторами, а проектировать мебель начали для своих проектов, когда поняли, что их дома требуют вполне определенных предметов обстановки, которых не было у производителей того времени. Но создавая мебель, они все еще продолжали мыслить категориями архитектуры и математики. Одной из основ любого проекта — от огромного отеля до настенного светильника — служила абстрактная решетка (grid), на которой автор расставлял элементы в соответствии с функциональными и эстетическими соображениями. Модернистская мебель с ее блочной, модульной структурой заложила стандарт функциональности, который используется до сих пор.
Историк архитектуры и дизайна, преподаватель «Международной Школы Дизайна»
«Жесткие прямолинейные формы раннего модернизма сменились мягкими и криволинейными объемами, близкими к органическим. Большинству предметов того времени присуща известная легкость и изящество. В моду вошли скандинавская простота и органичность»
Не менее важной, чем строгая геометрия, для дизайнеров того времени была асимметрия — олицетворение фантазии и спонтанности. Акцентные предметы неправильной формы или природные объекты с их естественной красотой служили необходимым дополнением рациональных интерьеров mid-century.
Дизайнеры эпохи mid-century стремились поддерживать гармонию между инновационными и природными материалами. Если кресла могли изготовить из гнутой фанеры или обить пенополиуретаном, то в отделке шкафов традиционно предпочитали темное дерево. Лаконизм форм модернисты компенсировали выразительностью узора прожилок.
Декоратор, дизайнер интерьеров
«Блестящее качество производства и идеальное соотношение формы и функции — это, пожалуй, больше всего восхищает меня в дизайне 1950-х годов. По сохранившимся объектам отлично видно, что мебельщики не халтурили и действительно вкладывали в них свою душу»Личный сайт
Использование натурального дерева в модернистских интерьерах середины XX века позволяло создать в доме теплую атмосферу, несмотря на простоту и лаконичность мебели. Это настроение поддерживалось также природными оттенками, мода на которые сейчас снова вернулась: неяркий горчичный, теплый синий, красно-кирпичный, шоколадный, мягкий оливковый — все это помогало наполнить дом уютом и максимальным комфортом.