Основатель фабрики «Руно», руководитель музейных проектов компании Zeytz, создатель коллекций сувенирной продукции Пушкинского музея
Сайт экспертаЭтнический стиль давно завоевал популярность среди интерьерных дизайнеров и декораторов. Видов ковров с восточным колоритом, разной стилистикой орнамента и цветовой гаммой очень много, и среди них — прославленные ковры мастериц Дагестана.
Дагестанские ковры: история, орнаменты, материалы
Сумах
Ручное ковроткачество — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Рассвет популярности прядения и ткачества пришелся на XII век, когда Дагестан стал центром торговли и художественной культуры Кавказа. Одним из самых популярных видов стали безворсовые ковры — сумахи. Считается, что такое название они получили благодаря одному из селений в северном Азербайджане — Шемахи. Сумахи отличаются графичностью и строгими линиями. Их узоры обычно состоят из геометрических форм, растительных мотивов и элементов народного искусства.
Сумахи ткут из шерсти верблюдов или овец, а шелковые нити используются для самых дорогих ковров. Интересно, что сохранять тепло ковру помогает особая схема плетения — ткут их горизонтально расположенными стежками, переплетенными особым образом с нитями основы.
«Максимальный размер наших ковров — 3х6 м, что обусловлено размерами самого большого станка на фабрике. Большая часть изделий — шириной до двух метров, они самые востребованные»
Ярпаг
А еще в коллекции фабрики «Руно» есть ковер ярпаг (в переводе с азербайджанско-тюрского — «листок»), его орнамент относится к XVII–XVIII векам, он символизирует благополучие и изобилие.
Чинтамани
Есть еще один уникальный орнамент, который сейчас встречается очень редко. Он называется чинтамани, у него древняя и загадочная история. В индуистской и буддисткой мифологиях чинтамани — камень (кристалл), исполняющий желания и дающий владельцу все, что он пожелает. Атрибут буддистской символики перешел в основу орнамента ковра — он символизирует силу, могущество и благородство.
Технология ручного ткачества дагестанских ковров
Мастерицы с большим опытом могут создать узор по памяти, зная лишь схему его построения — каждая из них хранит схемы плетения и передает их из поколения в поколение. Сам процесс требует особой усидчивости — вся работа выполняется в полусогнутом положении.
Создание ковра начинается с идеи. Следом идет составление схемы — это очень сложный процесс. После ее утверждения начинается подбор пряжи. А потом все ткачихи собираются на фабрике и под песни натягивают нити основы на станок. Самый длительный этап — процесс тканья, который занимает от 3 до 6 месяцев, а иногда и больше. Все зависит от размера изделия и сложности орнамента.
И последний — и самый любимый этап — снятие готового ковра со станка. В этот момент по старинному обычаю принято разбрасывать по ковру конфеты, а станок обязательно накрывать тканью: по примете он не должен стоять пустым.
Мастерицы верят, что настоящий сумах сам выбирает своего хозяина. Сейчас дагестанские ковры можно встретить в музеях Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио и Нью-Йорка.