Сложно сосчитать, сколько раз редакция ELLE DECORATION слышала упреки от декораторов, чьи интерьеры не попадали на страницы журнала. Аргументы всякий раз были схожи. «Очевидно ведь, что интерьеры бывают двух типов — „журнальные“ и „для жизни“, — говорил условный обиженный декоратор. — „Журнальные“ должны быть броскими, запоминающимися, нестандартными. Тогда как „для жизни“ куда лучше симметрия и спокойные бежевые тона». Но так ли все однозначно? С этим вопросом я вошла в кабинет директора школы «Детали» Татьяны Николаевны Роговой и чуть было не выскочила обратно.
ELLE DECORATION Татьяна Николаевна, вы замечали, что последнее время стало появляться все больше потрясающих интерьеров нейтральных тонов? Для себя мы назвали эту тенденцию «новый бежевый».
ТАТЬЯНА РОГОВА Ну-ка, Полина, давайте не ругаться! В стенах нашей школы «бежевый» — запрещенное слово. Хуже него только стиль «современная классика». Нет такого цвета и стиля такого нет. Если декоратор говорит так о своей работе, значит, он абсолютно не понимает, что делает. Но что касается тенденции, вы абсолютно правы. Сложная палитра нейтральных природных оттенков сегодня все чаще встречается в проектах мировых мастеров. И, кстати, буквально на днях лондонская выставка Decorex анонсировала палитру следующего года, назвав ее «Цвета земли». Это самые разные оттенки песка, мела, терракоты, земли. Но точно не «бежевок»… Эх, как вы его! Звучит как «плевок».
Это не я придумала. Именно такое «уничижительно-ласкательное» название этого цвета я часто слышу от наших дизайнеров. Они объясняют так. Почему «бежевок» появляется? Потому что его хотят клиенты. А хотят они его по двум причинам. Потому что не маркий и не вызывает вопросов. Как бы то ни было, слово «беж» допустимо для лексикона заказчиков, но дизайнеры должны тонко улавливать оттенки этого цвета. Если вам нужно одно слово, давайте назовем его Neutral.
Представьте, что я студентка школы «Детали». Какие еще синонимы слова «бежевый» я должна подобрать, чтобы пройти защиту проекта?
Не только слова, но и сами оттенки. Их сотни! Цвет экрю (все оттенки неотбеленного шелка или льна. — Прим. ред.), соломы, спелого овса, травертина, древесной коры, песка, яичной скорлупы на жухлой траве. Помимо них, к «бежевым» относят все оттенки, приближенные к цвету кожи. Не случайно в английском языке слово nude означает как обнаженное тело, так и оттенок. Это одна из причин, почему «бежевые» интерьеры считаются естественной средой обитания для человека. Они словно вторая кожа. Но работа с ними требует огромного мастерства декоратора. Чуть не тот оттенок — пиши пропало! Это как с музыкой. Есть такие произведения, которые на слух кажутся очень легкими — например, соната Моцарта, — а ты попробуй ее исполни.
«Бежевый? Нет такого цвета! В стенах школы „Детали“ это слово запрещено!»
Какие цвета-компаньоны лучше всего сочетаются с палитрой этих нейтрально-натуральных оттенков?
В том-то и прелесть этой палитры, что она дает потрясающую свободу дизайнеру и позволяет подобрать массу оттенков-компаньонов, начиная от нежно-пудрового и вплоть до самых энергичных активных цветов. Таких как асфальтово-антрацитовый, шоколадно-коричневый, темно-синий navy, интенсивные зеленые и серые оттенки. Пожалуй, единственное, с чем не дружит «натуральный беж», — это симпливайт. Вот это сочетание «беж плюс чисто-белый», на мой вкус, абсолютно безликое. Даже в одежде.
«Работа с бежевой палитрой требует огромного мастерства декоратора»
Какие материалы стоит выбрать для отделки бежевого интерьера? Уж простите, я для простоты все же буду использовать это определение.
Лучше предпочесть натуральные материалы: лен, дерево (только не под лаком, умоляю!), травертин, достойный кашемир, светлые войлочные ковры. Подойдут любые матовые фактуры вроде натуральной шерсти. А вот беж в сочетании с глянцевыми блестящими поверхностями сразу будет выглядеть простовато. Если говорить о выборе краски, я бы рекомендовала Argile. И особенно их коллекцию Couleurs de Terre («Цвета земли»). Там кладезь оттенков! И все волшебным образом сочетаются между собой.
Проекты каких декораторов стоит рассматривать в качестве примера правильной работы с бежевым цветом?
Вообще, если искать примеры хороших бежевых интерьеров, это Испания, Италия и Франция. Точно не Англия. Из мастеров это, конечно же, Аксель Вервордт (Axel Vervoordt) и Жан-Луи Деньо (Jean Louis Deniot). Вот кто умеет играть на нюансах, подбирать тонкие сочетания оттенка песка, экрю и серого с перламутровым тусклым (очень важно, что именно тусклым, а не глянцевым) блеском. Если еще не были, непременно посетите культурный центр и жилой квартал Kanaal Акселя Вервордта. Аскетичная архитектура, но какая там игра светлых оттенков камня, песка и воды.
Татьяна Николаевна, у вас нет ощущения, что любовь к бежевому цвету приходит в зрелом возрасте? В молодости мы все любим яркие цвета или радикальный черный, а потом успокаиваемся, переходим на бежевые плащи, а затем и в интерьеры тех же цветов.
Я бы согласилась с таким утверждением. Бежевый — не протестный цвет цвет, он очень гармоничный и, я бы сказала, респектабельный. И если яркие цвета допускают работу с дешевыми материалами, тем же пластиком, то бежевый требует дорогих фактур. Натуральные бежевые оттенки — очень теплые и тонкие, как хороший кашемир. Именно такой согревающий эффект они производят и в интерьере.
Если задаться целью сделать полностью бежевый интерьер, сколько оттенков надо брать?
Процитирую Деньо, «желательно не меньше пятидесяти». Но на самом деле точно так же, как с оффвайт. Если делать интересную историю, минимум 8–10 оттенков. Разложенные по карнизам и другим архитектурным элементам, вместе они начинают звучать как симфоническое произведение. А еще я хочу поблагодарить вас за то, что вы решили поднять эту тему. Мне кажется, действительно, бежевый последние годы был незаслуженно предан забвению и вернуть его на пьедестал было бы очень правильно. Но должен появиться новый взгляд на эту палитру. Ждем ответа от наших декораторов!