Офис SOMA Lounge в Сеуле. Проект Studio BYO.
Дизайнер освещения, куратор программы «Световой дизайн» в архитектурной школе МАРШ, партнер L1GROUP
Взаимодействие света и архитектуры: новый стандарт проектирования
Рынок светотехники переполнен предложениями производителей, но в основном выбор светильников учитывает только их внешние характеристики: цвета, формы, фактуры или оригинальность. Однако такой подход уходит в прошлое. Современные светодизайнеры настаивают, что сначала необходимо создать световую среду, а уже потом подбирать инструменты для ее реализации. Это означает учет сценариев использования пространства, особенностей отделки, привычек жильцов, географического положения объекта и даже количества солнечного света в регионе.
Светильник Infinito по дизайну Давила Гроппи — это тонкая лента из нержавеющей стали (шириной всего 18 мм), которая «разрезает» пространство и создает непрямой свет.
К сожалению, основная часть рынка продолжает работать по старой схеме: сначала выбираются светильники, а световая среда формируется стихийно. Это приводит к ошибкам, таким как избыточное или недостаточное освещение, потеря уникальности пространства и отсутствие акцентов на важных элементах интерьера. Решение этой проблемы — включение светодизайнера в команду проекта на ранних этапах.
Квартира в Санкт-Петербурге. Проект Полины Афонской.
Что в тренде
1. Отказ от примитивного расчета освещенности
Традиционный подход, при котором качество проекта оценивается по количеству люкс, устарел. Расчет освещенности, выполняемый инженерами-светотехниками, часто служит лишь формальным подтверждением гипотезе дизайнера освещения. Однако свет — это не просто инструмент для устранения темноты. Он создает настроение, рисует пространство, выделяет акценты и даже может скрывать недостатки. Современный светодизайн предполагает, что расчет освещенности — это лишь часть процесса, а не его конечная цель.
Светильники Nuvola, VGnewtrend
2. Системы управления освещением
Свет раскрывает свой потенциал только в сочетании с гибкими системами управления. Например, в большой гостиной с несколькими функциональными зонами (обеденная группа, диванная зона, картины) использование одного выключателя для всего освещения делает пространство статичным и неудобным. Системы управления позволяют создавать сценарии под разные ситуации: камерный вечер, просмотр кино, званый ужин или уборку. Это дает пользователю возможность быстро и легко преобразовывать пространство без физических изменений.
Студия в Мадриде. Проект Husos Arquitectos.
Квартира в Перми, проект Point
3. «Сокрытие» световых решений из поля зрения
Современные светильники становятся менее объемными и менее заметными. Дизайнеры стремятся скрыть источники света, используя миниатюрные потолочные даунлайты или скрытый монтаж. Даже декоративные светильники теперь выполняются в компактных размерах, чтобы не перегружать интерьер. Это позволяет сосредоточить внимание на самом свете, а не на его источниках.
Квартира в Тюмени, проект Сергея Эмиха.
4. Универсальность освещения
В жилых пространствах тренд сместился от избыточно камерного или, наоборот, слишком яркого света к универсальным решениям. Освещение должно адаптироваться под разные сценарии: быть ярким для уборки, нюансным для ужина или расслабленным для вечера. Такой подход обеспечивает комфорт в любых ситуациях.
5. Свет для впечатлений
В общественных пространствах, таких как рестораны, музеи и галереи, свет играет ключевую роль в создании эмоций. Здесь используются сложные эффекты: переотражения, каустика, гобо-проекции и даже цветной свет. Эти решения управляют вниманием посетителей и усиливают их впечатления от пространства.
Световая инсталляция Олафура Элиассона The Weather Project.
6. Учет естественного света и биоритмов
Человеческий организм эволюционно приспособлен к естественному дневному свету. Современный светодизайн учитывает это, предлагая решения, которые коррелируют с циркадными ритмами. Например, утром свет должен быть ярким, чтобы запустить биологические процессы, а вечером — приглушенным, чтобы подготовить организм ко сну. Особенно это важно в офисах и жилых пространствах.
Квартира в Минске. Проект Анны Шевцовой.
7. Борьба со световым загрязнением
Жители городов сталкиваются с проблемой избыточного освещения, которое мешает естественной темноте. Это влияет не только на экологию (например, сбивая миграционные маршруты птиц), но и на здоровье человека. Тренд на «зоны темноты» в городе и использование светонепроницаемых штор в спальнях помогает решить эту проблему. Важно помнить о световой гигиене: после 21.00 избегать яркого света и отдавать предпочтение приглушенному освещению.
Устаревшие тренды
Помимо новых трендов, важно отметить устаревшие подходы, которые больше не воспринимаются как современные:
выбор светильников исключительно по их форме или оригинальности без учета световой среды;
использование офисных светильников с опаловыми рассеивателями в жилых интерьерах, где они неуместны;
игнорирование систем управления освещением, которое лишает пространство гибкости и функциональности.