Офис SOMA Lounge в Сеуле. Проект Studio BYO. | Источник: Хон Кивун

Офис SOMA Lounge в Сеуле. Проект Studio BYO.

Фото

Хон Кивун

Дизайнер освещения, куратор программы «Световой дизайн» в архитектурной школе МАРШ, партнер L1GROUP

Взаимодействие света и архитектуры: новый стандарт проектирования

Рынок светотехники переполнен предложениями производителей, но в основном выбор светильников учитывает только их внешние характеристики: цвета, формы, фактуры или оригинальность. Однако такой подход уходит в прошлое. Современные светодизайнеры настаивают, что сначала необходимо создать световую среду, а уже потом подбирать инструменты для ее реализации. Это означает учет сценариев использования пространства, особенностей отделки, привычек жильцов, географического положения объекта и даже количества солнечного света в регионе.

Светильник Infinito по дизайну Давила Гроппи — это тонкая лента из нержавеющей стали (шириной всего 18 мм), которая «разрезает» пространство и создает непрямой свет. | Источник: LiD Design

Светильник Infinito по дизайну Давила Гроппи — это тонкая лента из нержавеющей стали (шириной всего 18 мм), которая «разрезает» пространство и создает непрямой свет.

Фото

LiD Design

К сожалению, основная часть рынка продолжает работать по старой схеме: сначала выбираются светильники, а световая среда формируется стихийно. Это приводит к ошибкам, таким как избыточное или недостаточное освещение, потеря уникальности пространства и отсутствие акцентов на важных элементах интерьера. Решение этой проблемы — включение светодизайнера в команду проекта на ранних этапах.

Квартира в Санкт-Петербурге. Проект Полины Афонской. | Источник: МАКСИМ МАКСИМОВ. СТИЛЬ: ЮЛИЯ ЯНСОН

Квартира в Санкт-Петербурге. Проект Полины Афонской.

Фото

МАКСИМ МАКСИМОВ. СТИЛЬ: ЮЛИЯ ЯНСОН

Что в тренде

1. Отказ от примитивного расчета освещенности

Традиционный подход, при котором качество проекта оценивается по количеству люкс, устарел. Расчет освещенности, выполняемый инженерами-светотехниками, часто служит лишь формальным подтверждением гипотезе дизайнера освещения. Однако свет — это не просто инструмент для устранения темноты. Он создает настроение, рисует пространство, выделяет акценты и даже может скрывать недостатки. Современный светодизайн предполагает, что расчет освещенности — это лишь часть процесса, а не его конечная цель.

Освещение сада: советы и новинки | Источник: vgnewtrend.it

Светильники Nuvola, VGnewtrend

Фото

vgnewtrend.it

2. Системы управления освещением

Свет раскрывает свой потенциал только в сочетании с гибкими системами управления. Например, в большой гостиной с несколькими функциональными зонами (обеденная группа, диванная зона, картины) использование одного выключателя для всего освещения делает пространство статичным и неудобным. Системы управления позволяют создавать сценарии под разные ситуации: камерный вечер, просмотр кино, званый ужин или уборку. Это дает пользователю возможность быстро и легко преобразовывать пространство без физических изменений.

Студия в Мадриде. Проект Husos Arquitectos. | Источник: архив пресс-служб

Студия в Мадриде. Проект Husos Arquitectos.

Фото

архив пресс-служб

Квартира в Перми, проект Point | Источник: Алиса Калипсо; Стиль: Оля Михайлова

Квартира в Перми, проект Point

Фото

Алиса Калипсо; Стиль: Оля Михайлова

3. «Сокрытие» световых решений из поля зрения

Современные светильники становятся менее объемными и менее заметными. Дизайнеры стремятся скрыть источники света, используя миниатюрные потолочные даунлайты или скрытый монтаж. Даже декоративные светильники теперь выполняются в компактных размерах, чтобы не перегружать интерьер. Это позволяет сосредоточить внимание на самом свете, а не на его источниках.

Квартира в Тюмени, проект Сергея Эмиха. | Источник: Анастасия Жемчужная. Стиль: Екатерина Иванникова
Квартира в Тюмени, проект Сергея Эмиха. | Источник: Анастасия Жемчужная. Стиль: Екатерина Иванникова

Квартира в Тюмени, проект Сергея Эмиха.

Фото

Анастасия Жемчужная. Стиль: Екатерина Иванникова

4. Универсальность освещения

В жилых пространствах тренд сместился от избыточно камерного или, наоборот, слишком яркого света к универсальным решениям. Освещение должно адаптироваться под разные сценарии: быть ярким для уборки, нюансным для ужина или расслабленным для вечера. Такой подход обеспечивает комфорт в любых ситуациях.

5. Свет для впечатлений

В общественных пространствах, таких как рестораны, музеи и галереи, свет играет ключевую роль в создании эмоций. Здесь используются сложные эффекты: переотражения, каустика, гобо-проекции и даже цветной свет. Эти решения управляют вниманием посетителей и усиливают их впечатления от пространства.

Световая инсталляция Олафура Элиассона The Weather Project. | Источник: архив пресс-служб

Световая инсталляция Олафура Элиассона The Weather Project.

Фото

архив пресс-служб

6. Учет естественного света и биоритмов

Человеческий организм эволюционно приспособлен к естественному дневному свету. Современный светодизайн учитывает это, предлагая решения, которые коррелируют с циркадными ритмами. Например, утром свет должен быть ярким, чтобы запустить биологические процессы, а вечером — приглушенным, чтобы подготовить организм ко сну. Особенно это важно в офисах и жилых пространствах.

Квартира в Минске. Проект Анны Шевцовой. | Источник: Катерина Самойлович

Квартира в Минске. Проект Анны Шевцовой.

Фото

Катерина Самойлович

7. Борьба со световым загрязнением

Жители городов сталкиваются с проблемой избыточного освещения, которое мешает естественной темноте. Это влияет не только на экологию (например, сбивая миграционные маршруты птиц), но и на здоровье человека. Тренд на «зоны темноты» в городе и использование светонепроницаемых штор в спальнях помогает решить эту проблему. Важно помнить о световой гигиене: после 21.00 избегать яркого света и отдавать предпочтение приглушенному освещению.

Проект Elements Studio. | Источник: Сергей Красюк. Стиль: Аника Май
Проект Elements Studio.
Фото
Сергей Красюк. Стиль: Аника Май

Устаревшие тренды

Помимо новых трендов, важно отметить устаревшие подходы, которые больше не воспринимаются как современные:

  • выбор светильников исключительно по их форме или оригинальности без учета световой среды;

  • использование офисных светильников с опаловыми рассеивателями в жилых интерьерах, где они неуместны;

  • игнорирование систем управления освещением, которое лишает пространство гибкости и функциональности.

Источник: Татьяна Эвич
Фото

Татьяна Эвич