Технологии для творчества: как VR и AI меняют работу дизайнера | Источник: архив Данель Жарменовой
Фото

архив Данель Жарменовой

Дизайнер интерьеров и исследователь цифровых технологий, Silver Winner премии NY Architecture Awards, основатель Studio Danel в Хьюстоне

С точки зрения практикующего дизайнера все устроено иначе. Виртуальная реальность и нейросети меняют не только картинку на экране, но и саму логику работы, а именно как мы чувствуем пространство, принимаем решения и разговариваем с клиентами и командами.

Я работаю с VR и AI системно — от первых художественных экспериментов, которые были показаны в Museum of Fine Arts в Хьюстоне, до интеграции VR и Twinmotion в коммерческие проекты ресторанов, баров, pop-up пространств и ритейла. Расскажу, как технологии на самом деле становятся продолжением руки дизайнера и почему они помогают не просто ускорить работу, но и сделать ее на порядок качественнее и глубже.

Источник: MATT LAMAR PHOTOGRAPHY
Фото
MATT LAMAR PHOTOGRAPHY

VR: момент, когда пустое пространство «оживает»

Самая сильная точка в проекте для меня, не когда появляются диваны и светильники, а когда в 3D есть только голые стены. В этот момент я надеваю VR-гарнитуру и буквально захожу внутрь будущего интерьера. Никакого декора, только объем, и вдруг пространство начинает говорить.

В виртуальной реальности тело первым реагирует на ошибки плана. Сразу понятно, где проход слишком узкий, где потолок визуально давит, куда в первую секунду падает взгляд, где логично остановиться. Эти ощущения невозможно прочитать по плоским линиям на плане. Виртуальная реальность превращает абстрактное кубическое пространство в место, которое можно почувствовать плечами, шагом, взглядом. Это позволяет иначе начать проект, не с картинки, а с переживания масштаба предстоящей работы.

Источник: MATT LAMAR PHOTOGRAPHY
Фото
MATT LAMAR PHOTOGRAPHY

Детали, которых не видно в 2D

Профессиональный интерьер всегда решают детали. В VR они проявляются как под микроскопом. В виртуальной модели становится заметно то, что в чертежах легко потерять, например, как стыкуются плинтусы и профили, как на самом деле падает свет и не режет ли он глаз, как выглядит высота столешницы относительно роста человека.

При традиционном подходе к дизайну многие из этих вещей в 2D всплывают уже на стройке и превращаются в дорогие переделки. VR же сдвигает ошибки из реального объекта в виртуальный. Это экономит деньги, время и нервы всем участникам процесса.

Источник: архив Данель Жарменовой
Фото

архив Данель Жарменовой

Когда клиент действительно «видит» проект

Большинство людей не умеют мысленно собирать пространство по планам и разверткам. И дело не в их плохом воображении, а в особенностях восприятия. Виртуальная реальность и эту проблему решает за секунды. Человек надевает гарнитуру и оказывается внутри интерьера, который пока существует только в проекте. Он идет по будущему коридору, поворачивает голову в сторону окна, садится виртуально на диван и понимает, какой будет его жизнь в этом пространстве.

В этот момент исчезает главный страх, что все получится не так. Обсуждение становится предметным. Вместо «мне кажется темно» появляется «вот здесь хочется подсветку мягче». Особенно заметно это в коммерческих проектах: VR сокращает процесс утверждений в два–три раза. Инвесторы и команды видят не набор визуализаций, а цельную атмосферу будущего пространства.

Проект pop-up магазина | Источник: архив Данель Жарменовой

Проект pop-up магазина

Фото

архив Данель Жарменовой

Twinmotion: архитектура превращается в кино

VR для меня — не только возможность «погулять» внутри объема. В связке с Twinmotion она превращает архитектуру в короткий фильм о будущем проекта. Я моделирую не только стены и мебель, но и сам сценарий жизни. Во время работы над проектом становится понятно, как меняется пространство днем и вечером, как заходит солнце на веранде, как двигаются люди, как пробегает свет по фасаду… Все это возможно визуализировать в виртуальной реальности.

Twinmotion позволяет привязать реальную геолокацию и реальную траекторию солнца. В итоге клиент видит не абстрактный «красивый ролик», а именно свой объект в конкретном городе, в его настоящей среде.

Источник: архив Данель Жарменовой
Фото

архив Данель Жарменовой

AI как лаборатория для быстрых экспериментов

С нейросетями случилась интересная подмена. Снаружи кажется, что AI «делает дизайн», выдает красивую картинку по запросу. Но в профессиональной практике он работает по-другому. Я использую AI как ускоритель эксперимента. Он помогает быстро собрать визуальный ресерч, проверить десятки композиций, поискать смелые, иногда почти фантастические формы. Без AI на это бы ушли дни, а с помощью искусственного интеллекта работа занимает гораздо меньше времени, но при этом становится в разы эффективнее.

В одном из pop-up проектов для pet-бренда мне нужно было найти необычное пространственное решение, которое выглядело бы немного игровым, но не уходило в детский стиль. С помощью AI я сгенерировала десятки вариантов объемов и планировочных ходов, с разной пластикой и масштабом. Финальное решение я уже собирала в 3D вручную, но базу для него дала именно эта серия быстрых AI-экспериментов. Поэтому для меня нейросеть — это не готовый дизайн, а помощник.

Проект pop-up магазина | Источник: архив Данель Жарменовой

Проект pop-up магазина

Фото

архив Данель Жарменовой

Почему AI не заменит дизайнера

AI работает на статистике. Его задача — собрать усредненное «красиво» из того, что он уже видел в больших массивах изображений. Но сильный интерьер строится не на среднем значении. В основе всегда лежат несколько очень человеческих вещей: видение, вкус, опыт, знание контекста и глубокое понимание конкретного клиента.

Нейросеть не знает, какие ассоциации вызывает у человека тот или иной материал, зачем ему важно видеть море из окна именно под таким углом, какие предметы из прошлого он хочет вписать в новую квартиру. AI генерирует вариации. Дизайнер формирует точку зрения. Именно эта точка зрения делает проект живым и неповторимым.

Делиться опытом становится обязанностью

Интерес к VR и AI у молодых дизайнеров огромный. После моей выставки в Museum of Fine Arts в Хьюстоне и участия в панели University of Houston ко мне постоянно обращаются коллеги и студенты. Кто-то спрашивает про конкретные VR-приложения, кто-то про интеграцию Twinmotion в рабочий процесс, кто-то — про создание концепций с помощью AI.

Я вижу, как подходы, которые мы отрабатываем в Studio Danel, уходят дальше — в другие студии, в образовательные программы, в коммерческие интерьеры. VR и AI постепенно перестают воспринимать как игрушку. Это становится новым уровнем профессионального стандарта. VR делает проектирование точным и честным, AI делает поиск смелым, но центр всей этой системы по-прежнему человек. Его рука, вкус, способность видеть пространство до того, как оно появится в реальности.