Деревянный дом — это уже не альтернатива, а выбор по убеждению. Здесь важна не вычурность, а глубина, не эффектность, а выразительность. Архитектура таких домов больше напоминает тонко настроенный инструмент, который резонирует с индивидуальностью, ритмом жизни и внутренним миром своего владельца.
Геометрический аскетизм
Масштабное остекление, выразительная геометрия и лаконичные детали, линия, пропорция, тень и ритм становятся основными выразительными средствами. Декоративность уходит на второй план, уступая место сдержанной пластике и простоте. Дом формируется из чистых геометрических объемов, открытых фасадов и лёгких соединений, где каждый элемент работает на целостность восприятия.
Дом Trinity I. Проект Алексея Тарашевского, Ольги Самошкиной, «Архивуд»
Свет как материал
Прозрачность — один из главных художественных инструментов современной архитектуры. Остекленные поверхности перестают быть просто окнами — они превращаются в участников пространства, в тонкую мембрану между внутренним и внешним. Свет не столько освещает, сколько модулирует атмосферу, подчеркивая текстуру дерева, глубину планировок и динамику дня.
Дом Siberia. Проект Алексея Тарашевского
Поэтика технологии
Современное дерево — это уже не только природный материал, но и высокотехнологичный ресурс. Клеёный брус, CLT-панели, антисептические и огнезащитные пропитки, цифровое проектирование — всё это делает деревянную архитектуру надежной, масштабируемой и долговечной. Эстетика не жертвует устойчивостью, а наоборот — усиливает ее.
Дом Lauta. Проект Евгения Ашихмина, Владимира Шорохова, «Архивуд»
Пространственная интуиция
Планировка современного деревянного дома гибка и вариативна. Пространство не диктует, а предлагает — для разных ритмов, возрастов, сценариев. Граница между общественной и частной зонами становится размытой и текучей, позволяя дому быть живым, дышащим организмом, который развивается вместе с семьёй.
Дом Nokturni. Проект Светланы Веселовой
Неоусадебность
Тема усадьбы возвращается — но не как копия прошлого, а как новая типология. Это архитектура достоинства и благородства, но без архаики. Современная «усадьба» может быть минималистичной, но сохраняет главные качества: масштаб, продуманность, силу силуэта. Это пространство, в котором хочется принимать гостей, творить и чувствовать глубину времени.
Дом Satu, проект Евгения Ашихмина, Владимира Шорохова
Архитектура как философия проживания
Современный деревянный дом — не просто место жительства, а личное убежище, в котором рождается внутренний порядок. Он вобрал масштабность и достоинство классических резиденций, но освободился от тяжеловесности и ритуала. Здесь важно не воспроизведение прошлого, а его интерпретация — через лаконичные формы, уравновешенное зонирование, продуманную логику движения и эмоциональное звучание деталей.
Этот стиль ещё не имеет официального наименования, но, возможно, мы стоим на пороге рождения неоусадебного направления, которое вскоре обретёт своё имя, как когда-то произошло с модернизмом или конструктивизмом
Пейзажная интеграция
Современный деревянный дом — это не объект в природе, а ее часть. Рельеф, тени деревьев, шум листвы, запахи становятся полноправными участниками архитектурного замысла. Сад не просто обрамляет дом — он вступает с ним в диалог, продолжает его идею в горизонтали. А фасад, в свою очередь, реагирует на природную среду — мягкостью линий, тактильностью и цветом.
Комплекс «Alvar СПА». Проект Евгения Ашихмина, Владимира Шорохова.
Эмпатическая среда
Дерево обладает редкой способностью создавать микроклимат — не только в физическом, но и в психологическом смысле. Его текстура, запах, акустика формируют ощущение тепла и безопасности. Это не шумный, а эмоционально глухой материал, который даёт возможность услышать себя. Такая архитектура помогает замедлиться, выключить внешний шум и обрести внутреннюю тишину.
Дом по проекту Александра Львовского
Генеративный подход
Современные технологии в проектировании не подменяют креатив, а помогают ему разворачиваться быстрее и шире. Нейросети становятся инструментом визуального исследования — архитектор может создать десятки вариантов, играя с формами, стилями и объёмами, прежде чем начать обсуждение с заказчиком. Это делает процесс более живым, открытым и исследовательским.
Архитектура как самовыражение
Современный дом всё чаще становится автопортретом. Он выражает не только образ жизни, но и мировоззрение. В нём соединяются ритуалы, вкусы, визуальные предпочтения, отношения с природой и временем. Это пространство, наполненное личной метафизикой, в котором эстетика становится зеркалом личности.
Дом Kiina