Когда я только начинала свой путь как дизайнер интерьеров, скандинавский стиль стал для меня эстетической точкой отсчета: научил видеть красоту естественного света, воспринимать многогранность и деликатность тени, ценить силу простоты, работать с натуральными материалами и относиться к пространству как к живому организму. Эта философия — про человека и автохтонность — до сих пор остаётся для меня прочной основой, и на фоне избыточного информационного шума и визуального хаоса, закономерно приобретает особую ценность: людям очень нужно ощущение безопасности и уюта — дома или в офисе, это актуально везде, где мы проводим много времени. Кроме того, значительно вырос интерес к искусству в интерьере, он стал более массовым — теперь мы видим художественные произведения не только в изысканных интерьерах, но и в общественных пространствах и даже офисах. Скандинавская эстетика с ее лаконичной фактурой — идеальный «фон» для арт-высказываний, возможно и этот фактор повлиял на особую актуальность стиля сегодня.
Цвет с характером
Сегодня цвет в скандинавском интерьере отошел от «белизны» эпохи ИКЕА в России к более датской оптике — глубоким, нюансным сочетаниям на теплой нейтральной базе. Кремовые, песочные и тепло-серые остаются фоном, а поверх них мягко раскрываются небесно-голубой как новый «нейтрал», терракотовый, бордовый, mocha mousse, пыльные розово-лиловые и природные зеленые. Эти оттенки интегрируются не яркими пятнами, а тонкими слоями в текстиле, отделке и мебели. Это не про визуальный шум, а про эмоциональную выразительность: сложная палитра, смягчённая фактурой и светом, поддерживает арт-объекты и придает пространству глубину. Такой подход отражает «датскую» чувственность внутри сканди-ДНК, где заметен уход от тотально-белых интерьеров в сторону насыщенных, землистых тонов и аккуратного «сканди-максимализма» в деталях.
Тактильность как основа атмосферы
Скандинавский дизайн становится все более «осязаемыми» — тактильность здесь не просто прием, а основа атмосферы. Уход от стерильной гладкости сменился стремлением к живым, фактурным материалам: теплый массив дерева с масляной обработкой, камень с природным рельефом, мягкий натуральный текстиль, который приятно ощущать на коже. Такой интерьер хочется не только видеть, но и проживать. Как отмечает Илзе Кроуфорд — британский дизайнер, основатель студии Studioilse и один из ключевых мировых экспертов по «человекоцентричному» дизайну, — «интерьер должен работать для тела так же, как для глаз». Именно этот принцип сегодня определяет развитие скандинавской эстетики. Неудивительно, что такой подход органично продолжает себя в Japandi (стиль интерьера, сочетающий скандинавскую функциональность и уют с японской эстетикой простоты и природной гармонии): обе философии ценят натуральность, простоту и тихую эмоциональность, где каждая поверхность и каждое прикосновение становятся частью опыта жизни в пространстве.
Честная несовершенность
Современный скандинавский интерьер все чаще уходит от перфекционизма и вылизанной стилистической чистоты. Взамен приходит новая философия — shambolism — эстетика «умного беспорядка» или, точнее, осмысленного несовершенства и живой многослойности, в которой каждая вещь не случайна, а буквально прожита. Shambolism дает нам свободу не следовать жестким правилам. Потертое винтажное кресло, передающееся по наследству, может спокойно соседствовать с современным дизайнерским столом — например, Nyhavn Desk Фина Юля (культовый пример датского модернизма, где легкая конструкция и скульптурные формы отражают авторский почерк мастера, превратившего мебель в функциональное искусство), а старая полка с облупившейся краской — с культовым скандинавским светильником (PH Artichoke Поула Хеннингсена (Poul Henningsen), созданный в 1958 году для ресторана Langelinie Pavilion в Копенгагене). Здесь важна не идеальная сочетаемость, а история, стоящая за предметом. Отсюда же мода на керамику ручной работы с неровной глазурью, следами пальцев и печи, на текстиль с краем без оверлока, на стекло, где каждый пузырек — не дефект, а часть характера. Такие вещи не маскируются, не «прячутся» под единый стиль — наоборот, они делают интерьер живым и индивидуальным.
Важно не путать shambolism и неряшливость. Это скорее поэтика несовпадений, когда любимая ваза, найденная на блошином рынке в Хельсинки, стоит рядом с дорогим объектом скандинавского бренда (например, PP Møbler или Nikari), и между ними — не диссонанс, а диалог. Такой интерьер невозможно повторить и в этом его ценность. Он перестаёт быть выставочной зоной или референсом из Pinterest, а становится зеркалом хозяина, пространством с характером, эмоциями и следами настоящей жизни.
Свет «с собой»
Сегодня скандинавский интерьер живет сценариями света: гибкая, распределенная система, где каждый источник становится частью общей истории. Магнитные треки с легкими ленточными светильниками позволяют строить световые линии без громоздких конструкций — особенно в open space, где сценарии меняются в течение дня. Но самое важное — появились новые инструменты взаимодействия с пространством: возьми свет с собой, создай больше теней в гостиной, поставь лампу прямо на пол, и пусть она обязательно будет ручной работы. Бумажные и текстильные абажуры в приглушенных, дымчатых тонах возвращаются как мягкая альтернатива строгим формам, наполняя дом рассеянным светом без жестких теней.
Свет больше не просто «показывает» интерьер — он рассказывает историю настроения его обитателя. Именно в этом я ценю новую скандинавскую чувственность.
Бренды, которые формируют лицо нового сканди
Классика с переосмыслением
&Tradition показывает, как архивы становятся актуальностью: люстра Gio Ponti и кресло Muno в насыщенной палитре — эмоциональный сканди-модерн.
BoConcept, с Хеленой Кристенсен как арт-директором, уходит от «офисного минимализма» в сторону мягкой пластики и тактильного люкса.
Svenskt Tenn делает ставку на текстиль: апсайкл ковров из архивных тканей превращает дизайн в культурный манифест.
Экологичный новый сканди
Bolia делает ставку на био-материалы, сертификацию и международный дизайн.
Normann Copenhagen запускает перерабатываемую коллекцию Mat из конопли и морских волокон.
String Furniture обновляет культовые модульные системы ярким цветом и перфорацией, открывая их для новой аудитории.
Fritz Hansen переиздают культовые модели кресел в более доступных ценовых диапазонах, но с теми же узнаваемыми чертами
Малые формы, большие идеи
Soft Serve Lamp от Crème Atelier — 3D-печать, биопластик и визуальное удовольствие в виде «лампы-мороженого».
Gio Chandelier — когда стеклянные цилиндры и шарики превращаются в световую скульптуру.
Cube Vase Карина Сет Андерссон — стекло, которое ощущается как керамика, а выглядит как оптическая иллюзия.
Kord Cuboid+ — стальная розетка как объект дизайна, а не просто утилитарный элемент.