Проект Родольфо Консоли.

Дизайнер, участник выставки «Русский дом», конкурса The Best 200 Elle Decoration и премии «Создатель», автора курса «Дизайн ПРОСТО» и наставник
Сайт экспертаСвет как режиссер интерьера
В профессиональной среде часто повторяют, что интерьер существует ровно настолько, насколько в нем работает свет. Без грамотной подсветки сложная отделка превращается в плоскую картинку, фактуры «падают», а цвет теряет глубину.
Встроенные профили, подсветка плинтусов и карнизов, тонкие линии в плоскости потолка и стен — все это невидимая архитектура, которая держит объем. Хороший свет — это не яркость, а управление перспективой и эмоциями. Без света нет цвета.
Освещение дома
Жилые интерьеры выигрывают при оформлении освещения слоями. Базовый верхний свет — это лишь фон, а все важное происходит на втором уровне. Здесь скрытые линии вдоль потолка и стен, подсветки над рабочими поверхностями, окантовка зеркал, которые могут быть и декоративными, и сугубо функциональными, когда поток направлен на лицо под правильным углом.
Квартира в Санкт-Петербурге. Проект Олеси Лещенко
Квартира в Санкт-Петербурге. Проект Полины Афонской.
Третий, ночной слой создают «тихий» свет в плинтусах, едва заметные профили на лестнице с датчиком движения, мягкие ориентиры в коридорах. В одном из проектов мы задали минималистичный строй, отказались от навесных бра, компенсировав это подсветкой плинтуса. И этого оказалось достаточно, чтобы ночью пройти на кухню или в ванную, не щурясь.
Проект Ксени Серебренниковой
Зеркала получили двойной контур — декоративный и рабочий, чтобы утренние сборы не зависели от капризов верхнего света. На кухне нейтральный, равномерный поток под шкафами заменил традиционное освещение. На кухне важна хорошо освещенная рабочая зона. Это и для здоровья важно, потому что мы готовим и зрение концентрируется на буквально на одной точке. Над обеденным столом разместили источник света теплого оттенка, создающий атмосферу уюта.
Кстати, исходя из своего большого опыта практики и консультирования работы в Европе и США, на кухне не обязателен верхний свет. Может быть достаточно естественного освещения из большого окна. Например, жители скандинавских стран любят только торшеры и настольные светильники. Одним словом — уютный свет.
Проект Ксени Серебренниковой
Отдельная тема для подсветки — лестничные марши. Тонкая линия вдоль проступей, включающаяся от движения, становится и гарантией безопасности, и сценографией. Стены над подъемом можно «оживить» легкими световыми панелями: не прожекторами, а именно рассеянными пластинами, подчеркивающими высоту и ритм. Там же уместны подвесы-«струны», уходящие с потолка вниз, их вертикаль собирает пространство и ведет взгляд.
Дом в Бразилии. Проект Габи Казагранде и Педро Суние
Проект Ксении Серебренниковой
Температура, цвет и минимальные ошибки
Свет легко искажает палитру, из-за чего, например, бежевый оттенок способен уйти в зеленоватый, теплое дерево стать «холодным», латунь потерять благородство. Чтобы этого не случалось, важны не только люмены, но и температура (кельвины), индекс цветопередачи и геометрия луча. Нейтральные источники работают в функциональных зонах — кухне, рабочем столе, гардеробной. Теплые хороши там, где нужна расслабленность: над столовой группой, в зоне отдыха, у изголовья.
Цветные акценты — как специи. Щепотка украшает блюдо, а горсть убивает вкус
Цветной свет — это спецэффект, который требует дозировки. В спальне он может создавать интимную сцену; в кабинете мягкий синий контур поддержит холодно-серую гамму дивана, не споря с общей палитрой.
Студия в Мадриде. Проект Husos Arquitectos.
При выборе освещения нельзя списывать со счетов и физиологию. После семи вечера верхний свет лучше не включать, так как организм готовится ко сну, и мягкие источники из «второго» и «третьего» слоев дают телу нужный сигнал.
Рабочую лампу стоит ставить со стороны ведущей руки — слева для правшей, справа для левшей — так тень от кисти не закрывает бумагу или клавиатуру. И еще закон, который легко забыть: никакой ослепляющей прямоты. Свет должен ложиться в плоскости, отражаться от фактур, но не бить в глаза.
Квартира в Екатеринбурге. Проект бюро А777
Лампа на рабочем столе Тадао Андо, Осака. Из проекта Logo Lamp Life к миланской выставке 2016 года.
Скрытые источники как инструмент композиции
Скрытый свет — это не фокус ради фокуса, это способ собрать объем. Так, например, ниша в ванной, выложенная крупноформатным керамогранитом и подсвеченная изнутри, превращается в арт-объект. Тонкие линии в плоскости потолка создают ощущение парящего канта и снимают необходимость в многочисленных светильниках.
Подсветка зеркал, настроенная в «рабочем» режиме, формирует ровную вертикаль без искажений на лице. В узких коридорах подсветка плинтуса визуально расширяет проход, а вдоль карниза мягко растворяет резкую границу между стеной и потолком. Такие решения не бросаются в глаза, но именно они делают интерьер дорогим на вид.
Квартира в Москве. Проект Brimmer Family Interiors.
Квартира в Москве. Проект Виктории Бересневой.
Технологии и привычки
Когда вся система освещения собирается в «умном доме», свет перестает быть набором выключателей. Сцены «утро», «ужин», «кино», «ночь» переключают не только уровни и группы, но и температуру, а датчики движения и освещенности берут на себя бытовую рутину. Например, в одном из наших проектов подсветка лестницы включается тихо и только тогда, когда это действительно нужно, а контуры в санузле задают спокойный вечерний режим, в котором зеркала с легкой тонировкой дают мягкое отражение.
Скрытые источники освещения не спорят с архитектурой, а продолжают ее, собирая объем, корректируя пропорции и возвращая материалам их истинный характер. В удачно настроенном интерьере свет не заметен. Заметно только то, как легко в нем жить.
Свет — это часть сценария жизни. Когда он настроен, человек меньше думает о бытовом и больше — о важном
Квартира в Румынии. Проект Biancoebianca Studio.
Когда свет продает
Опыт ритейла это подтверждает лучше любых теорий, что свет может влиять на продажи. Ксения Серебренникова в пример оформления магазина косметики «5 минут и выхожу». В помещении площадью около 150 квадратных установили нейтральные источники вокруг зеркал с хорошей цветопередачей, мягкую диффузию по залу, никакого «пятнистого» света. Результат оказался предсказуемым, ведь тона кожи в отражении зеркала при таком освещении выглядят естественно, оттенки декоративной косметики не искажаются, а покупателю не приходится угадывать, как тени или тон крема поведут себя в жизни.
Там, где свет решен неудачно, наблюдается эффект обратный, так как человек видит в зеркале уставшую кожу, резкие тени, подчеркнутые несовершенства и в итоге откладывает покупку.
Магазин косметики. Проект Ксении Серебренниковой
Магазин косметики. Проект Ксении Серебренниковой
В продуктовых пространствах логика иная: теплые акценты усиливают ощущение свежести и сочности витрин, разжигают аппетит и задерживают взгляд. «Мы бессознательно тянемся к теплым оттенкам, это память об огне и свечах. Теплый свет делает еду и материалы визуально ближе и доброжелательнее», — объясняет эксперт.
Камерные бары и рестораны строят атмосферу по другим законам. Здесь задача — создать приватность без тьмы с помощью приглушенного света, скрытого под барной стойкой, мягких подсветок вдоль стен, локальных островков света на столешницах. Такой свет не кричит, а шепчет — и именно поэтому работает. Человек расслабляется, дольше остается за столом, ведет долгий разговор.
Музыкальный бар в Бухаресте. Проект Muromuro Studio
Бар «Дикари» в Смоленске. Проект Иосифа Брина. Столы изготовлены в мастерской Максима Селезнева.