Переговорные в офисе «Лукойл-Инжиниринг». | Источник: Сергей Волокитин

Переговорные в офисе «Лукойл-Инжиниринг».

Фото

Сергей Волокитин

Архитектура, дизайн, консалтинг

Основатель и генеральный директор архитектурного консалтингового бюро «Архистра», член Союза Московских Архитекторов (СМА)

Сайт эксперта

Цвет — это такой же мощный инструмент в дизайне как текстуры, свет или материалы. Финский архитектор Юхани Палласмаа отмечал: «Вместо того, чтобы воспринимать архитектуру просто как визуальные образы, мы сканируем окружающее пространство ушами, кожей, носом и языком». Таким образом, для восприятия архитектуры важны разные органы, а именно слух, осязания, обоняние и в редких случаях, даже вкус.

Приоритет органов чувств при восприятии информации | Источник: архив пресс-служб

Приоритет органов чувств при восприятии информации

Фото

архив пресс-служб

Однако в своих проектах архитекторы и дизайнеры, прежде всего ориентируются на органы зрения и визуальное восприятие. Такое доминирование имеет объяснение в нейробиологии. Доказано, что из всех органов чувств именно зрение активнее всего захватывает наше внимание — 70%.

Поэтому архитекторам особенно важно понимать, почему одни цвета интуитивно привлекают человека и вызывают более положительные эмоции, а другие — напряжение и негатив.

Образовательное пространство в штаб-квартире «Лукойл-Инжиниринг», Москва. | Источник: Сергей Волокитин

Образовательное пространство в штаб-квартире «Лукойл-Инжиниринг», Москва.

Фото

Сергей Волокитин

Офис в Бельгии. | Источник: Эдмунд Самнер

Офис в Бельгии.

Фото
Эдмунд Самнер

Цветовая температура

Выбор цвета — это непростой и, скорее, субъективный процесс, но исследования выделяют общие тенденции в предпочтениях. В научной работе 2013 ученые обозначают: в целом более яркие и насыщенные цвета предпочтительнее тусклых.

Самыми привлекательными и популярными в интерьерах являются синий (34,7%) и зелёный (23,1%). Этот вывод совпадает с результатами исследования Корнеллского и Калифорнийского университетов, согласно которому наиболее предпочтительными являются сине-зеленые оттенки, а наименее — желтые и желто-зеленые.

Штаб-квартира СБЕР в Минске.  | Источник: АРХИСТРА

Штаб-квартира СБЕР в Минске.

Фото

АРХИСТРА

Офис в Барселоне | Источник: adriagoula.com

Офис в Барселоне

Фото

adriagoula.com

С эмоциональной точки зрения эта закономерность предпочтений связана с теорией экологической валентности Палмера и Шлосса (2010), которая предполагает: людей естественным образом привлекают цвета, ассоциирующиеся с важными повседневными и главное — природными предметами, вызывающими положительные эмоции.

Цветовая палитра | Источник: Мика Баумайстер/Unsplash

Цветовая палитра

Фото

Мика Баумайстер/Unsplash

Источник: Unsplash
Фото

Unsplash

  • Синие и голубые цвета обычно ассоциируются с ясным небом или чистой водой. Эта эмоциональная связь оказывает положительное влияние на человека, напоминая ему о спокойных и расслабляющих моментах.

  • Оттенки зелёного ассоциируются с природными ландшафтами и растительностью, напоминая человеку о естественной среде обитания. Зеленый цвет помогает укрепить нашу врождённую связь с природой и вызывает чувство спокойствия.

  • Красный цвет же обычно ассоциируется с фруктами, такими как яблоки или ягодами, — это тоже помогает укрепить связь с окружающей природой.

  • Яркие цвета (белый и жёлтый) связаны с солнцем и вызывают чувство счастья и тепла.

Офис Альфа-банка в Москве | Источник: Александр Комзиков; «Фикус»

Офис Альфа-банка в Москве

Фото

Александр Комзиков; «Фикус»

Источник: Ишита Стивала
Фото

Ишита Стивала

Влияние цветов на человека и их использование в интерьере

Цвет — важное средство изменения визуального восприятия. Но помимо создания эстетического впечатления цвет поверхности влияет на производительность, эмоции и самочувствие человека. Считается, что цвета в интерьере даже могут изменить восприятие планировки и размер помещения.

Например, яркие светлые тона как бы отодвигают стены назад и делают помещения более просторными по сравнению с тёмными цветами. Таким образом, стены и потолки, окрашенные в яркие тона, увеличивают воспринимаемую площадь пространства. Кроме того, определенные цветовые решения и их направленность могут выступать интуитивными инструментами для создания более четкой навигации и ощущения пространства. И тем самым облегчить поиск нужной точки или комнаты внутри здания.

Красочный интерьер офиса Smart Group. | Источник: Михаил Лоскутов

Красочный интерьер офиса Smart Group.

Фото

Михаил Лоскутов

Офис в Стокгольме. | Источник: архив пресс-служб

Офис в Стокгольме.

Фото

архив пресс-служб

При всей популыярности белых и бежевых интерьеров научно доказано: человек лучше проявляет и развивает когнитивные функции в цветных пространствах чем однотонных. Яркие цвета, особенно красный, активизируют работу мозга и приводят его в более возбужденное состояние, улучшая концентрацию, внимание и производительность.

Например, известно, что в белых офисах количество ошибок выше, чем в красных. А также в помещениях, насыщенных выразительными цветами, у людей более бодрое и радостное настроение в сравнении с монохромными.

Офис в Ванкувере | Источник: Ema Peter Photography /v2com

Офис в Ванкувере

Фото
Ema Peter Photography /v2com
Офис в Шенчжене. | Источник: Sui Sicong

Офис в Шенчжене.

Фото
Sui Sicong

Вместе с тем, если человек долгое время находится в исключительно красочных интерьерах, возникает напряжение и дискомфорт. По этой причине необходим баланс ярких и нейтральных оттенков.

Например, синий цвет уравновешивает красный. Он воспринимается как спокойный, прохладный, приводит в состояние умиротворения и спокойствия. Такое воздействие может помочь человеку войти в расслабленное состояние, что естественным образом повышает его креативность. Не зря, согласно теории Палмера и Шлосса, оттенки голубого ассоциируются преимущественно с водой, наблюдение за которой уменьшает восприятие негативных раздражителей и способствует успокоению нервной системы.

Переговорные в голубых тонах, штаб-квартира СБЕР.  | Источник: АРХИСТРА

Переговорные в голубых тонах, штаб-квартира СБЕР.

Фото

АРХИСТРА

Тактильный интерьер офиса Smart Group. | Источник: Максим Лоскутов

Тактильный интерьер офиса Smart Group.

Фото

Максим Лоскутов

Доказано, что синий снижает уровень артериального давления и эффективен в рабочих помещениях с высоким уровнем стресса, например в колл-центрах, или офисных пространствах, где ведутся сложные переговоры.

Возможно, синий — один из наиболее универсальных цветов, который лучше всего сочетается с другими красками. Чем он холоднее, тем лучше сочетается с тёплыми тонами, такими как оранжевый или горчично-жёлтый. А в случае более теплых переливов, оттенки синего лучше всего сочетаются с белым и другими нейтральными цветами.

Офис в пастельных тонах по проекту Kvistad в Осло (фото 10) | Источник: архив пресс-служб

Офис в Осло

Фото

архив пресс-служб

Квартира в Лондоне. Проект Own London. | Источник: Дин Хирн

Квартира в Лондоне. Проект Own London.

Фото

Дин Хирн

Зеленый цвет, без сомнения, задает тенденции в дизайне. Это связано с желанием архитекторов сделать пространства более экологичными и здоровыми. Ключевым элементом такого биофильного подхода к дизайну является использование природных мотивов — натуральных материалов, текстур и цветов.

Оттенки зеленого способствоют развитию творческих способностей, воодушевляют, мотивировируют и заряжают новой энергией, поскольку ассоциируются с элементами природы и окружающей средой. При этом из всех цветов зеленые и бежевые краски меньше всего отвлекают, и их использование стимулирует концентрацию и внимание.

Офис компании Joom Group в Москве, озеленение — компания «Фикус» | Источник: «Фикус»

Офис компании Joom Group в Москве, озеленение — компания «Фикус»

Фото

«Фикус»

Яркий кофе-поинт для перезагрузки, штаб-квартира СБЕР.  | Источник: АРХИСТРА

Яркий кофе-поинт для перезагрузки, штаб-квартира СБЕР.

Фото

АРХИСТРА

С помощью зелёного цвета возможно создать целостное, дружелюбное пространство, этот цвет переносит прямо в природу и пробуждает теплые воспоминания, покой и гармонию. Он хорошо сочетается с деревом и белыми красками, а если нужно добавить цветовой акцент, его можно использовать с оранжевым и жёлтым. С красным он обычно выглядит очень ярко, как флаг, но, как известно — «на вкус и цвет товарищей нет».

Офис в Берлине | Источник: Рэйчел Смит

Офис в Берлине

Фото

Рэйчел Смит

Офис в Амстердаме | Источник: Питер Тихуис

Офис в Амстердаме

Фото
Питер Тихуис