Переговорные в офисе «Лукойл-Инжиниринг».
Основатель и генеральный директор архитектурного консалтингового бюро «Архистра», член Союза Московских Архитекторов (СМА)
Сайт экспертаЦвет — это такой же мощный инструмент в дизайне как текстуры, свет или материалы. Финский архитектор Юхани Палласмаа отмечал: «Вместо того, чтобы воспринимать архитектуру просто как визуальные образы, мы сканируем окружающее пространство ушами, кожей, носом и языком». Таким образом, для восприятия архитектуры важны разные органы, а именно слух, осязания, обоняние и в редких случаях, даже вкус.
Приоритет органов чувств при восприятии информации
Однако в своих проектах архитекторы и дизайнеры, прежде всего ориентируются на органы зрения и визуальное восприятие. Такое доминирование имеет объяснение в нейробиологии. Доказано, что из всех органов чувств именно зрение активнее всего захватывает наше внимание — 70%.
Поэтому архитекторам особенно важно понимать, почему одни цвета интуитивно привлекают человека и вызывают более положительные эмоции, а другие — напряжение и негатив.
Образовательное пространство в штаб-квартире «Лукойл-Инжиниринг», Москва.
Офис в Бельгии.
Цветовая температура
Выбор цвета — это непростой и, скорее, субъективный процесс, но исследования выделяют общие тенденции в предпочтениях. В научной работе 2013 ученые обозначают: в целом более яркие и насыщенные цвета предпочтительнее тусклых.
Самыми привлекательными и популярными в интерьерах являются синий (34,7%) и зелёный (23,1%). Этот вывод совпадает с результатами исследования Корнеллского и Калифорнийского университетов, согласно которому наиболее предпочтительными являются сине-зеленые оттенки, а наименее — желтые и желто-зеленые.
Штаб-квартира СБЕР в Минске.
Офис в Барселоне
С эмоциональной точки зрения эта закономерность предпочтений связана с теорией экологической валентности Палмера и Шлосса (2010), которая предполагает: людей естественным образом привлекают цвета, ассоциирующиеся с важными повседневными и главное — природными предметами, вызывающими положительные эмоции.
Цветовая палитра
Синие и голубые цвета обычно ассоциируются с ясным небом или чистой водой. Эта эмоциональная связь оказывает положительное влияние на человека, напоминая ему о спокойных и расслабляющих моментах.
Оттенки зелёного ассоциируются с природными ландшафтами и растительностью, напоминая человеку о естественной среде обитания. Зеленый цвет помогает укрепить нашу врождённую связь с природой и вызывает чувство спокойствия.
Красный цвет же обычно ассоциируется с фруктами, такими как яблоки или ягодами, — это тоже помогает укрепить связь с окружающей природой.
Яркие цвета (белый и жёлтый) связаны с солнцем и вызывают чувство счастья и тепла.
Офис Альфа-банка в Москве
Влияние цветов на человека и их использование в интерьере
Цвет — важное средство изменения визуального восприятия. Но помимо создания эстетического впечатления цвет поверхности влияет на производительность, эмоции и самочувствие человека. Считается, что цвета в интерьере даже могут изменить восприятие планировки и размер помещения.
Например, яркие светлые тона как бы отодвигают стены назад и делают помещения более просторными по сравнению с тёмными цветами. Таким образом, стены и потолки, окрашенные в яркие тона, увеличивают воспринимаемую площадь пространства. Кроме того, определенные цветовые решения и их направленность могут выступать интуитивными инструментами для создания более четкой навигации и ощущения пространства. И тем самым облегчить поиск нужной точки или комнаты внутри здания.
Красочный интерьер офиса Smart Group.
Офис в Стокгольме.
При всей популыярности белых и бежевых интерьеров научно доказано: человек лучше проявляет и развивает когнитивные функции в цветных пространствах чем однотонных. Яркие цвета, особенно красный, активизируют работу мозга и приводят его в более возбужденное состояние, улучшая концентрацию, внимание и производительность.
Например, известно, что в белых офисах количество ошибок выше, чем в красных. А также в помещениях, насыщенных выразительными цветами, у людей более бодрое и радостное настроение в сравнении с монохромными.
Офис в Ванкувере
Офис в Шенчжене.
Вместе с тем, если человек долгое время находится в исключительно красочных интерьерах, возникает напряжение и дискомфорт. По этой причине необходим баланс ярких и нейтральных оттенков.
Например, синий цвет уравновешивает красный. Он воспринимается как спокойный, прохладный, приводит в состояние умиротворения и спокойствия. Такое воздействие может помочь человеку войти в расслабленное состояние, что естественным образом повышает его креативность. Не зря, согласно теории Палмера и Шлосса, оттенки голубого ассоциируются преимущественно с водой, наблюдение за которой уменьшает восприятие негативных раздражителей и способствует успокоению нервной системы.
Переговорные в голубых тонах, штаб-квартира СБЕР.
Тактильный интерьер офиса Smart Group.
Доказано, что синий снижает уровень артериального давления и эффективен в рабочих помещениях с высоким уровнем стресса, например в колл-центрах, или офисных пространствах, где ведутся сложные переговоры.
Возможно, синий — один из наиболее универсальных цветов, который лучше всего сочетается с другими красками. Чем он холоднее, тем лучше сочетается с тёплыми тонами, такими как оранжевый или горчично-жёлтый. А в случае более теплых переливов, оттенки синего лучше всего сочетаются с белым и другими нейтральными цветами.
Офис в Осло
Квартира в Лондоне. Проект Own London.
Зеленый цвет, без сомнения, задает тенденции в дизайне. Это связано с желанием архитекторов сделать пространства более экологичными и здоровыми. Ключевым элементом такого биофильного подхода к дизайну является использование природных мотивов — натуральных материалов, текстур и цветов.
Оттенки зеленого способствоют развитию творческих способностей, воодушевляют, мотивировируют и заряжают новой энергией, поскольку ассоциируются с элементами природы и окружающей средой. При этом из всех цветов зеленые и бежевые краски меньше всего отвлекают, и их использование стимулирует концентрацию и внимание.
Офис компании Joom Group в Москве, озеленение — компания «Фикус»
Яркий кофе-поинт для перезагрузки, штаб-квартира СБЕР.
С помощью зелёного цвета возможно создать целостное, дружелюбное пространство, этот цвет переносит прямо в природу и пробуждает теплые воспоминания, покой и гармонию. Он хорошо сочетается с деревом и белыми красками, а если нужно добавить цветовой акцент, его можно использовать с оранжевым и жёлтым. С красным он обычно выглядит очень ярко, как флаг, но, как известно — «на вкус и цвет товарищей нет».
Офис в Берлине
Офис в Амстердаме