Таунхаус в Лондоне, проект Карлоса Гарсии. Стены оттенка Welmish Blew, Edward Balmer. | Источник: Кристофер Хорвуд

Таунхаус в Лондоне, проект Карлоса Гарсии. Стены оттенка Welmish Blew, Edward Balmer.

Фото

Кристофер Хорвуд

дизайнер, член жюри выставки The fashion home & interiors awards, автор научной работы "Методы и подходы применения цветовой палитры при разработке дизайна мебели"

Цвет — это не просто штрих в интерьере, а архитектурный материал, способный менять пропорции комнаты, влиять на настроение людей и даже корректировать восприятие времени. Дизайнеры все чаще работают с палитрой не как с фоном, а как с конструкцией, которая формирует пространство.

Инструмент архитектуры

Мы привыкли воспринимать цвет как нечто второстепенное. При обустройстве дома уверены, что сначала нужно сделать планировку, потом купить мебель, а уже после подбирать краску под оттенок дивана. На практике все с точностью до наоборот. Именно цвет определяет, как человек будет чувствовать себя в своем доме или квартире, будет ли ему комфортно, спокойно и безопасно.

Источник: Benjamin Moorе
Фото

Benjamin Moorе

Я часто наблюдаю, как одно и то же помещение может казаться разным, стоит только изменить оттенки. Светлая комната с холодными стенами кажется просторнее, но и жизни в ней меньше. Та же комната, окрашенная в глубокий пыльно-зеленый, вдруг словно берет человека в объятия. Это и есть архитектура цвета, когда палитра перестает быть декором и становится структурой.

Источник: grahambrown.com
Фото
grahambrown.com

Когда привычные сочетания перестают работать

Еще несколько лет назад модные палитры диктовались скандинавским минимализмом: серый, белый, бежевый, максимум графит. Все это выглядело сдержанно и безопасно, но со временем стало напоминать униформу. Сейчас тренд сместился. На первый план вышли неожиданные и даже рискованные и дерзкие комбинации, которые заставляют интерьер «дышать».

Оливковый с лиловым, карамельный с аквамарином, бордо с пыльной розой… Все эти сочетания раньше считались несовместимыми, а сегодня именно они задают настроение. Почему? Потому что человеку хочется живого пространства, где есть движение, контраст, эмоция.

Кровать, Hästens. Изголовье обито тканью Raf Simons, Kvadrat. Ковер FX I Tuscan Barren, Stormo для Carpet Edition. Квартира в Милане. Проект Родриго Искьердо. | Источник: Беппе Бранкато

Кровать, Hästens. Изголовье обито тканью Raf Simons, Kvadrat. Ковер FX I Tuscan Barren, Stormo для Carpet Edition. Квартира в Милане. Проект Родриго Искьердо.

Фото

Беппе Бранкато

Квартира в Лондоне. Проект Эммы Бернс и Джона Фаулера. Стены окрашены в оттенок Baked Cherry («Запеченная вишня») от Little Greene, на фоне которого бордовый цвет бархатного дивана смотрится более глубоким. | Источник: Марк Энтони Фокс

Квартира в Лондоне. Проект Эммы Бернс и Джона Фаулера. Стены окрашены в оттенок Baked Cherry («Запеченная вишня») от Little Greene, на фоне которого бордовый цвет бархатного дивана смотрится более глубоким.

Фото

Марк Энтони Фокс

Как краска управляет пространством

Один из самых интересных эффектов цвета — его способность менять восприятие размеров. И здесь важны не только оттенки, но и то, где именно они находятся. Например, в узких помещениях темный потолок и нижняя часть стен могут сделать пространство гармоничнее. А в комнатах с низкими потолками помогает градиентное окрашивание — плавный переход от насыщенного цвета у пола к светлому у потолка.

Квартира в Подмосковье. Проект Анны Малютиной

Квартира в Подмосковье. Проект Анны Малютиной

Есть и другой прием — оптическая балансировка. Если стена в конце длинного коридора кажется бесконечной, насыщенный оттенок способен визуально укоротить пространство. И наоборот, если комната «зажата», холодный голубовато-серый или пепельный тон создают ощущение расширенного пространства.

Это не магия, а психофизиология восприятия. Глаз реагирует на свет и тень, контраст и насыщенность, а мозг интерпретирует их как глубину и масштаб. Поэтому грамотная работа с цветом часто заменяет архитектурные переделки.

Квартира Люка Эдварда Холла в Лондоне.

Квартира Люка Эдварда Холла в Лондоне.

Квартира в Москве. Проект Ольги Шкрум. | Источник: Наталья Вершинина

Квартира в Москве. Проект Ольги Шкрум.

Фото

Наталья Вершинина

Оттенки, которые звучат

В дизайне цвета есть своя музыка. Есть спокойные и чистые аккорды, например, песочный с серым или молочный с шалфеем. А есть те, что создают легкий диссонанс — горчичный и синий, коралловый и графитовый, винный и пыльно-голубой. Именно они делают интерьер живым, заставляют взгляд двигаться.

Мир визуально устал от «стерильной гармонии». Мы подсознательно ищем шум, ритм, жизнь. Отсюда и интерес к насыщенным, немного шероховатым цветам — охре, терракоте, бордо, дымчатому индиго. Эти оттенки не выравнивают пространство, а рассказывают историю, будто стены уже что-то пережили и теперь дышат теплом.

Квартира в Батуми. Проект Александры Мельниковой.

Квартира в Батуми. Проект Александры Мельниковой.

Дом в Мадриде. Проект Марты де ла Рика.

Дом в Мадриде. Проект Марты де ла Рика.

Палитра как зеркало внутреннего состояния

Если раньше цвет подбирали «по стилю», то сегодня его выбирают по самочувствию. Я бы назвал это частью психогигиены. После тревожных событий людям нужны цвета, которые дают ощущение покоя. Вот почему так популярны природные тона, например, серо-зеленый, земляной, беж с примесью серого. Они будто возвращают человека к естественности. А если хочется легкости и движения, помогают воздушные оттенки воды и неба — бирюзовый, лавандовый, пыльно-синий.

Яркие цвета, напротив, действуют как стимул. Они дают энергию, помогают мозгу включиться. Но важно не переборщить, так как яркий элемент должен быть акцентом, а не фоном.

Квартира в Краснодаре. Проект Натальи Чопенко

Квартира в Краснодаре. Проект Натальи Чопенко

Проект дизайнера Чака Чеунинга. | Источник: архив пресс-служб

Проект дизайнера Чака Чеунинга.

Фото

архив пресс-служб

Союзники цвета

Цвет не живет в изоляции. Он всегда связан с фактурой, бликом, освещением. Один и тот же оттенок песочного на матовой штукатурке кажется теплым и мягким, а на глянце — холодным и резким. Поэтому нельзя оценивать палитру только по каталогу.

Современные интерьеры активно используют динамическое освещение, меняющее температуру света в течение дня. С его помощью цвет становится «живым»: утром прохладным и бодрящим, вечером — мягким и уютным. Это не просто декор, а полноценная технология восприятия.

Когда свет и цвет работают вместе, интерьер перестает быть статичным. Он реагирует на настроение, ритм жизни, время суток.

Квартира в Москве. Проект студии Salmon Lair. | Источник: Михаил Лоскутов
Квартира в Москве. Проект студии Salmon Lair.
Фото
Михаил Лоскутов
Квартира в Москве. Проект Натальи Широкорад. | Источник: Евгений Кулибаба

Квартира в Москве. Проект Натальи Широкорад.

Фото

Евгений Кулибаба

Архитектура цвета — это не мода

Главная ошибка многих дизайнеров — гнаться за трендами, забывая, что цвет должен иметь смысл. Не обязательно использовать яркие акценты, если они не соответствуют человеку. Иногда сила интерьера в приглушенности, в тихом диалоге между светом, поверхностью и воздухом.

Хорошая палитра не просто сочетание оттенков, она работает на ощущение дома. Цвет должен помогать человеку чувствовать себя на своем месте и в безопасности, а не в декорации. Когда все подобрано правильно, стены перестают быть просто фоном. Пространство начинает жить, дышать, звучать в унисон с тем, кто в нем находится.

5 неожиданных сочетаний, которые действительно работают

  • Оливковый + лиловый. Мягкий контраст, который добавляет глубины и тепла, особенно в спальнях и гостиных.

  • Горчичный + графитовый. Стильный дуэт для кухонь и кабинетов, помогает собраться и не терять фокус.

  • Бордо + пыльно-голубой. Аристократичное сочетание, которое придает интерьеру характер.

  • Карамель + аквамарин. Энергия против расслабления — вместе создают эффект живого движения.

  • Песочный + лаймовый. Неожиданно освежающий вариант для современных интерьеров с акцентом на натуральные фактуры.

Бывший летний дом Брижит Бардо в Каннах.

Бывший летний дом Брижит Бардо в Каннах.

Дом под Лондоном. Проект Тиффани Даган. Низ стен окрашен в оттенок Brinjal, Farrow & Ball. Бархатные кресла, Andrew Martin. Приставной столик Carlotta, The Socialite Family. Настольная лампа Trave, Bert Frank.

Дом под Лондоном. Проект Тиффани Даган. Низ стен окрашен в оттенок Brinjal, Farrow & Ball. Бархатные кресла, Andrew Martin. Приставной столик Carlotta, The Socialite Family. Настольная лампа Trave, Bert Frank.